![]() |
|
Новости ЦБС19-05-2025
Обзор книг «Что делать, если в школе что-то идёт не так» 16+![]() Часто родители, когда возникают проблемы с детьми, обращаются к источнику, который в наше время заменил и общество, и большую семью – к интернету. Безусловно, в Сети можно найти полезную информацию, если вы знаете, где её искать. Проблема в том, что многое изложено слишком сложно для неспециалистов и ценные советы погребены под грудой бесполезных. Кроме того, в Интернете можно встретить множество околонаучных рекомендаций, изложенных очень уверенным тоном, но они могут не сработать или, что хуже, усугубить проблему. Именно поэтому лучше обратиться к печатным документам, которые написали специалисты – практикующие детские психологи и психотерапевты.
Предлагаем вам небольшую подборку книг, которые вы можете взять на старшем абонементе Центральной детской модельной библиотеки. Эти книги, возможно, станут вашими бесценными помощниками и источниками реальных практических знаний по разным вопросам, касающихся воспитания детей. Какие-то из этих книг адресованы непосредственно родителям, другие же рекомендуются детям, но все же лучше, если будут прочитаны вместе с родителями, так как они рассчитаны на последующее обсуждение, на беседу.
1. Белопольская, Н. Такие неformatные дети… Психологические новеллы / Наталия Белопольская. – Москва : Когито-Центр, 2007. – 239 с.
Белопольская Наталия Львовна – доктор психологических наук, профессор, ведущий российский специалист по детской патопсихологии. Автор ряда научных монографий, учебных пособий и психологических тестов. Мать троих детей. Впервые выступает в жанре психологической прозы. В психологических новеллах, сюжеты которых построены на реальных семейных историях, автор показывает скрытые эмоциональные переживания детей и истинные мотивы их поступков, приводящие к критическим ситуациям. Понятно волнение родителей, которые не могут разобраться, что происходит с их детьми. В таких случаях вовремя поданный совет профессионала способен кардинально изменить позицию родителей по отношению к своему ребёнку. Автор пытается донести до читателя мысль, что даже из самых сложных, запутанных семейных ситуаций нужно искать достойный выход.
2. Владимова, М. Ты сильнее своих страхов / Марина Владимова, Фарида Кривушенкова ; художник Светлана Крашенинникова. – Москва : АСТ, 2022. – 112 с : ил. – (15 вдохновляющих историй для детей).
Быть смельчаком не значит, ничего не бояться. Важно научиться признавать свои страхи и справляться с ними. Истории, собранные в этой книге, основаны на реальных событиях и рассказывают о детях, которым удалось победить страхи и даже отчаяние. Они научились нести ответственность за свои поступки и стали хозяевами своей жизни. А эти вдохновляющие рассказы с иллюстрациями в стиле комиксов записаны психологами Международного союза сказкотерапевтов и дают простые ответы на многие сложные вопросы, которые встают перед детьми и подростками.
3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Воспитание подростка / Юлия Борисовна Гиппенрейтер ; художники Г. Карасева, М. Федоровская. – Москва : АСТ, 2022. – 160 с : ил. – (Эмоциональное воспитание детей).
Юлия Борисовна Гиппенрейтер – один из самых известных в России детских психологов, автор бестселлеров «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?».
В книге «Воспитание подростка» собраны самые острые и актуальные вопросы родителей, касающиеся общения с детьми подросткового возраста. Юлия Борисовна в диалогах с родителями и детьми, на конкретных примерах показывает, как разрешать уже сложившиеся конфликты и как их предугадывать. Как правильно общаться с детьми, которые уже не хотят, чтобы их воспитывали. Как найти подход к выросшему ребенку и не потерять авторитет, и многое другое!
Огромный практический опыт автора, реальные случаи из жизни делают эту книгу незаменимым помощником для всех мам и пап. 4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Как бы ты поступил? Сам себе психолог / Юлия Борисовна Гиппенрейтер, Алексей Николаевич Рудаков ; иллюстрации Анны Кузьминой. – Москва : АСТ, 2022. – 128 с : ил. – (Психология для детей).
Эта книга имеет необычный жанр. В ней приводятся шестьдесят коротких эпизодов – типичных ситуаций из повседневной жизни детей и подростков. Герои историй что-то делают, говорят, переживают. Каждая история завершается вопросами. В них читателю предлагается оценить поступки и чувства героя, сравнить себя с ним, подумать, как бы он сам поступил в такой ситуации. Здесь возникает хороший повод обсудить свои мысли с кем-нибудь – другом или родителем.
А на случай, если книгу будет читать ребенок самостоятельно, в ней имеются специальные страницы, где в обсуждение вступает доброжелательный взрослый – по каждой ситуации он искренне делится мыслями, воспоминаниями, опытом, не продавливая «единственно правильных» решений, не навязывая своего мнения.
5. Гиппенрйтер, Ю. Б. Как учиться с интересом / Юлия Борисовна Гиппенрейтер ; художники Г. Карасева, М. Федоровская. – Москва : АСТ, 2022. – 127 с. : ил. – (Как общаться с ребёнком?).
Знакомьтесь с третьей книгой профессора Юлии Борисовны Гиппенрейтер.
Время, когда ребёнок идёт в школу, сложное и ответственное как для родителей, так и для детей. Важно не стать тираном и не отбить у ребёнка желание учиться, а пройти этот путь в поддержке и понимании.
В этой книге Юлия Борисовна затрагивает важные вопросы: почему самочувствие ребёнка важнее школьных достижений? Что делать, чтобы ребёнок был успешен? Желание учиться – как его вызвать? Автор часто приводит примеры из реальной жизни, рассказанные родителями, так как они красноречивее всех слов и мнений.
6. Каздин, А. Зачем, за что и как хвалить ребёнка. Неожиданные результаты воспитания похвалой / Алан Каздин, Карло Ротелла ; пер. с англ. Елены Фатеевой. – Москва : Эксмо, 2016. – 240 с. – (Психология. Воспитание с любовью и пониманием).
Когда ребёнок делает что-то нехорошее – врет, не хочет умываться, плохо учится – родители реагируют немедленно. Но сделанное «как надо», нередко остаётся без внимания.
Один из самых авторитетных психологов мира, руководитель Центра по воспитанию детей в Йеле – Алан Каздин считает, что похвала может быть исключительно действенной. Однако чтобы она повлияла на изменение поведения, необходимо применять её особым образом. Бесполезно по сто раз в день просто говорить: «Прекрасно! Молодец!». О том, как хвалить правильно, и рассказывает эта книга.
Если вы снова и снова вступаете с ребёнком в конфликт на одну и ту же тему – из-за питания, телевизора, одежды, манер, телефонных разговоров и прочего. Если вы устали от лекций, наказаний, лести и угроз, то можете облегчить жизнь себе и ребёнку, освоив с помощью этой книги определенный метод и используя его по назначению.
7. Кауфман, Г. Ты сильнее, чем ты думаешь. Гид по своей самооценке / Гершен Кауфман, Лев Рафаэль, Памела Эспеланд ; пер. с англ. Виктории Степановой. – 4-е изд. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 136 с. – (Ты имеешь значение. Психология для современных подростков).
Мы думаем о себе хуже, чем мы есть на самом деле. Мы привыкли, что спорить и зазнаваться – это плохо, что наши злость, грусть и ревность – эмоции, которые нужно прятать. Мы всегда хотим быть лучше. И не замечаем, сколько в нас спрятано сил и способностей. Эта книга поможет научиться видеть свои сильные стороны, принимать любые свои эмоции, даже негативные, влиять на события в своей жизни. Поможет найти смелость признавать ошибки и отвечать за них, верить своим желаниям и отстаивать их.
Авторы этой книги рекомендуют взрослым прочитать эту книгу вместе с ребёнком и обсудить изложенные в ней случаи, идеи и упражнения. И возможно, родители тоже узнают что-то новое. И, главное, помогут своему ребёнку обрести уверенность в себе и положительную самооценку.
8. Петрановская, Л. Что делать, если… / Людмила Петрановская ; иллюстрации Андрея Селиванова. – Москва : АСТ, 2022. – 144 с : ил. – (Вопрос – ответ).
В школьную программу входит курс ОБЖ, и детей учат основным правилам безопасности. Правда, в этих курсах обычно рассматриваются какие-то уж очень экстремальные ситуации: пожар, землетрясение, захват заложников. А вот неприятности менее крупные, вроде встречи со злой собакой, страшного фильма, посмотренного на ночь, недобрых сверстников, которые обижают и дразнят, случаются с детьми постоянно.
Нам, взрослым, такие ситуации кажутся несерьёзными, и самим нам настолько очевидно, что делать и как себя вести, что мы забываем поговорить о них с ребёнком. И в школьных учебниках они не рассматриваются.
9. Петрановская, Л. Что делать, если… 2 : продолжение полюбившейся и очень полезной книги / Людмила Петрановская ; иллюстрации Андрея Селиванова. – Москва : АСТ, 2022. – 144 с. : ил. – (Вопрос – Ответ).
Чем отличается новая книга? Тем, что дети стали старше. Им больше разрешают, им больше доверяют. Для них наступает возраст инициативы, смелости самостоятельности. Если основной темой первой книги были страх и способы его преодоления, то в этой речь пойдет, прежде всего, о выборе, о принятии решений, об ответственности.
Для маленьких детей, сознающих свою слабость в огромном мире, главное – справляться с тревогой, чтобы страх не мешал узнавать новое. Для школьников важнее уметь оценивать риски и знать, что иногда всё же стоит испугаться. Например, в этой книге уже разбираем такие вопросы: что делать, если угрожает опасность и нужно позаботиться не только о себе, но и о других? Или если друзья вашего школьника предлагают что-то плохое, а он не хочет этого делать и поссориться с этими друзьми тоже не хочет? Или когда ребенок не знает что делать: вроде понимает, как правильно, а получается по-другому? И здесь очень важна роль родителей: именно прочный семейный тыл, уверенность ребёнка в том, что вы на его стороне, всегда поймёте и защитите – это лучшая гарантия безопасности. 10. Преслер, Н. Как объяснить ребенку, что… Простые сценарии для сложных разговоров с детьми / Наталия Преслер. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 256 с. – (Осознанное родительство).
Откуда берутся дети? Почему мама и папа не живут вместе? Почему нужно слушаться не всех взрослых и чем могут быть опасны некоторые из них? Это лишь немногие из больших вопросов, на которые бывает очень сложно ответить маленькому человеку.
Необходимость обсуждать с ребёнком такие темы часто застает родителей врасплох – применить свой опыт сложно, а педагогические бестселлеры рассказывают об общих принципах общения с детьми, но не объясняют, как и когда начать разговор, как построить диалог, какие слова лучше подобрать…
Психолог Наталия Преслер готова предложить родителям простые сценарии для разговоров с детьми на сложные и важные темы. Понятные советы о том, как начать разговор, какое время лучше выбрать для него, наглядные примеры диалогов.
В этой книге вы найдёте всё, что поможет максимально комфортно и доступно ответить ребёнку даже самые непростые вопросы. 11. Цымбаленко, Н. Буллинг. Как остановить травлю ребенка / Наталья Цымбаленко ; иллюстрации Алексея Иорша. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 160 с. : ил. – (Родителям о детях).
Ваш ребенок столкнулся с травлей? Нет, это не норма. Нет, ребенок не виноват. Да, с этим можно и нужно бороться! «Буллинг» совсем не страшное слово – до того момента, пока ваша семья не столкнётся с травлей напрямую. Шок, гнев, обида и другие эмоции часто мешают родителям адекватно оценить ситуацию и понять, какие шаги предпринять, куда обращаться, что говорить ребёнку и как вести себя с обидчиками. Журналист и мама троих детей Наталья Цымбаленко, чья история о пресечении травли сына громко прозвучала в СМИ и была прочитана сотнями тысяч человек, систематизировала свой опыт для книги.
Как отличить буллинг от рядового конфликта, кто и почему становится жертвой травли, что зависит от школы, а что от семьи, когда стоит вмешиваться и есть ли юридическая ответственность за травлю – теперь вы сможете защитить своего ребёнка без необдуманных поступков и лишних эмоций.
12. Шарова, Л. Мой подросток : краткий курс выживания для родителей / Лия Шарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2023. – 169 с. – (Школа безопасности для детей и взрослых).
Лия Шарова – педагог, ведущий эксперт России по детской безопасности, руководитель Международной сети школ безопасности для детей и их родителей «Стоп Угроза». Автор и ведущая медиапроекта Razmorozzzka. Эксперт на телевидении и радио. Провела более 2000 тренингов для детей 5 –17 лет и родителей в городах РФ и зарубежья. Это более чем 25000 детей и около 4000 родителей.
Эта книга – честный и открытый диалог с родителями, которые пытаются наладить с бунтующим подростком отношения и взаимопонимание, донести до его сознания все эти «надо» и «должен» и даже стать для него тем самым авторитетом, мнение которого он будет спрашивать сам. Читая книгу, вы отметите для себя главные правила общения с подростком: не критиковать и постоянно спрашивать как у него дела, чем он живёт, чем занимается. В книге есть списки вопросов, которые можно и нужно задавать подростку. А ответы на эти вопросы не только могут многое прояснить для вас, но и сам факт таких разговоров уже изменит ваши отношения в лучшую сторону. И чем внимательнее вы будете слушать, тем больше ваш подросток сможет не только рассказать вам, но и понять о себе самом.
Уважаемые родители! Книги, представленные в данном обзоре, ждут вас в Центральной детской модельной библиотеке им. Ю. Черных. Адрес библиотеки: г. Братск, ул. Депутатская, 23.
Зеленая Ольга Владимировна, ведущий библиограф Центральной детской модельной библиотеки им. Ю. Черных
|