80 лет поэме Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин» 12+
Новости ЦБС
28-04-2025
80 лет поэме Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин» 12+
Когда Твардовский в качестве военного корреспондента газеты «На страже Родины» вместе с коллегами журналистами и художниками прибыл на финский фронт, они получили редакционное задание написать нечто для поднятия духа бойцов. Тогда-то они и решили использовать народный фольклор. Тогда-то и появилось несколько сатирических стихотворений, фельетонов, главным героем которых стал сильный, добродушный русский солдат, который найдёт выход из любой ситуации. Была выпущена даже брошюра наподобие комиксов «Вася Тёркин на фронте». Потом финская компания закончилась, Тёркина забыли. Но с началом Великой Отечественной войны Твардовский вспомнил этот образ, который он считал чрезвычайно удачным.
Русский анекдот… Потрясающий жанр! Значительные исторические личности, яркие литературные герои и кинообразы, как правило, становились героями анекдотов. Это право нужно было ещё заслужить! А тут произошло обратное: герой анекдотов шагнул в большую литературу. Читатели не хотели верить в то, что Тёркин – герой вымышленный. Ему на фронт писали письма и даже отправляли посылки. Почтальоны доставляли это адресатам с фамилией Тёркин – к слову, фамилия не столь распространённая, как Иванов, Смирнов или Кузнецов.
Первые главы поэмы появились в сентябре 1942 года в газете «Красноармейская правда», они стали так популярны, что вскоре их перепечатали «Правда», «Известия» и «Знамя». Поэма стала выходить по главам, читатели ждали каждого номера газеты с нетерпением. Так по дорогам войны зашагал Василий Тёркин, «из запаса рядовой».
Образ Теркина сразу же стал всем близок и понятен. У него простая биография: он деревенский, смоленский, но живал и в городе, служил срочную, воевал в финскую компанию. Не успел побывать в отпуске, отправился на фронт Великой Отечественной, его представляли к награде, да документы затерялись, но он не в обиде: «Зачем мне орден? Я согласен на медаль». Он мастер на все руки: может дом построить и часы починить, конечно, первоклассный гармонист, весельчак и балагур.
В поэме Твардовского нет слов: власть Советов, Советский Союз. Есть Россия, Родина, родная земля. Нет произведения, которое было бы более наполнено любовью к жизни и верой в добро. Солдат, офицеров Твардовский называет на войне живущими. Они не просто воюют, они живут на войне.
Человек должен жить! Даже если случилась война. Жить, любить, заниматься нехитрыми хозяйственными делами. Это естественное состояние человека. Твардовский рассказывает, как весной в окопе солдаты чувствуют запах пашни, слушая гудение майского жука, вспоминают, как провожали и целовали девушек мирными майскими вечерами.
По главам поэмы можно на карте проложить весь путь дивизии Василия Тёркина, от первых дней отступления до победных в Берлине. Генералы, полковники, молоденький лейтенант, поднявший взвод в атаку и сражённый пулей у малоизвестного населённого пункта Борки, танкисты, связисты, шоферы, даже бойцы похоронной команды, которые после атаки выносят тела погибших, чтоб достойно захоронить – все проходят перед нами. И конечно сам Василий Тёркин – «русский чудо-человек». Вся поэма – это его поединок со смертью, бой «ради жизни», из которого он выходит победителем.
Первоначально Твардовский создавал своего героя как некий обобщённый образ, он считал, что Тёркин – это человек войны. Он должен погибнуть в последний день войны. Он даже вкладывает в его уста слова: «Мне конец – войне конец». Но от главы к главе Тёркин стал таким живым, что «убить» его даже на страницах произведения оказалось просто невозможным. Его герой ушёл в народ и навсегда остался с людьми. Такой парадокс происходит только с очень талантливыми произведениями. Прочтите! И убедитесь в этом сами.
Сорокаумова Наталья Ивановна,
Библиотекарь Центральной городской библиотеки им. И. Черемных