![]() |
![]() |
|
Новости ЦБС09-04-2025
Жизнь, связанная с Ангарстроем 12+![]() Уважаемые читатели, продолжаем наше знакомство с жителями Правобережья, в рамках цикла статей приуроченных к 70-летию Братска.
Мой герой - Еремченко Эрнест Дмитриевич, Ветеран труда и Дитя войны. Не любит говорить о себе. Но, с удовольствием, делится воспоминаниями об организации, в которой прошла вся его трудовая деятельность.
Родился в 1944 году. В Братск вместе с родителями приехал 16 летним пацаном. ГЭС еще строилась, строгого режимного ограничения не было, поэтому мальчишки могли лазить везде. Может быть, именно тогда зародилось у нашего героя направление жизненного пути.
В 1961 году окончил школу № 8. Это было деревянное двухэтажное здание, перевезенное из старого Заярска, из зоны затопления, которое находилось в районе нынешнего дома по Калужской,1 в ж/р Осиновка. После школы устроился на работу в центральную автобазу УС «Ангарстрой», где и прошел все этапы трудового становления: слесарь, электрик, механик, инженер, главный инженер. Это в целом, а в промежутке: армия – г. Хабаровск, войска ПВО; учеба – Новосибирский техникум транспортного строительства и Новосибирский институт железнодорожного транспорта (инженер – механик).
Эрнест Дмитриевич вспоминает: «Там, где проходили первостроители, обязательно были и автомобилисты. Завозка грузов, подвозка материалов, перевозка людей. История центральной автобазы как одного из подразделений УС «Ангарстрой» началась в 1961 г. на основе строительно – монтажных поездов и входящих в «Ангарстрой» предприятий Тайшета, Усть-Кута и Усть-Илимска. Руководителем автобазы в то время был легендарный Боев Александр Николаевич.
В те годы не было такого размаха, как сейчас. Первоначально основная база базировалась в Осиновке и работало там 250 человек. Многое держалось на энтузиазме. Наверное, слова известной советской песни были не далеки от истины – «А я еду, а я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги».
Конечно, работали не бесплатно. Но никакие даже самые большие заработки не смогли бы удержать основную массу первостроителей, если бы не было того, что всех объединяло – мечты, что здесь, где гремел ангарский порог, где шумели вековые сосны, построят город. 50-ти градусные морозы, таежный гнус и минимальные житейские условия – не каждый мог это выдержать.
При становлении автобаз, руководством уделялось особое внимание производство-техническим вопросам: строились большие, теплые стоянки, посты диагностики, автомойки. Мощь была очень серьезная. С большим удовольствием вспоминаю управляющего трестом Бондарева Василия Степановича».
В начале 70-х Эрнест Дмитриевич принимал участие в строительстве железнодорожной линии Хребтовая - Усть-Илимская. Эту линию в 240 километров коллектив управления «Ангарстрой» строил несколько лет. За эти годы пришлось в самом прямом смысле свернуть горы и раздвинуть тайгу. На 240 километрах было построено 245 искусственных сооружений, в том числе более 20 крупных и средних мостов, «перелопачено» 12,5 миллионов кубометров грунта, уложено в земполотно более полумиллиона кубометров балласта...
Шли годы, предприятие расширялось: обновлялась техника, появлялись новые люди, менялись поколения, расширялась производственная база, ремонтные мастерские.
И любимая тема нашего героя. С 1974 года главный инженер Эрнест Дмитриевич Еремченко принимает участие в строительстве Западного участка Байкало – Амурской магистрали - символе героизма и труда нескольких поколений.
«Самая мощь началась года с 1974. Непосредственное руководство строительством БАМа было возложено на Ефима Владимировича Басина, начальника ГлавБАМстроя, который требовал математически четкого выполнения поставленных задач.
От дедовских 585 (советский грузовой автомобиль ЗИС-585) перешли к более современной технике: Магирусы, Камазы. Какая была энерговооруженность, механовооруженность, какие выработки… Люди насколько умнее и технически подкованные. Даже душевнее, интеллигентнее, что ли. То он был водителем 585-го, а потом сел за комфортабельный автомобиль Магирус. Было введено обязательное обучение на курсах, в техникумах, даже посылали на учебу в ФРГ. Т.е. прежде чем посадить за руль импортного дорогостоящего автомобиля, человека необходимо было обучить. Да и для самих водителей был стимул. В те времена рабочие профессии в материальном смысле ценились больше чем инженерно-технические (ИТР - специалист, осуществляющий организацию и руководство производственным процессом на предприятии).
Стройка была очень серьезной, задачи перед строителями стояли грандиозные. Как только открывался «зимник» (дорога, по которой можно ездить и возить грузы только при минусовой температуре в зимних условиях), по решению Иркутского облисполкома, создавались автоколонны для подвозки грузов и по всей области собирались машины. Около 200 «японцев», «немцев» (конечно машин!) приходило со всей области. Более современные японские бульдозеры "Катерпиллер" в 60, 70 тонн, экскаваторы «Като» позволяли производить меньше взрывных работ. Обслуживание, заправка, все производилось на месте, прямо в карьерах.
Трасса работала круглые сутки, от Усть-Кута до Кунермы беспрерывно шли грузы. У начальника одной из моих автоколонн Корнакова Михаила Анатольевича было любимое выражение: «Все машины – в глубь страны!». Он вспоминает: «Автомобильные колонны ставили в Усть – Куте, Звездном, Магистральном, Улькане и Кунерме. В 1980 году на основе строительно-монтажных поездов и автоколонн «Ангарстрой» был разделен и был создан трест «ЛенаБАМсстрой», к которому отошел участок от Усть-Кута до Кунермы. А участок Тайшет – Усть-Кут остался за «Ангарстроем».
Честно скажу, было тяжело. Скалы, тяжелые подъемы, непроходимая тайга. И аварии случались. Порой не выдерживали и люди, и техника. Несмотря на то, что и техника была на порядок выше, чем при строительстве Братской ГЭС и люди, более подготовленные к тяжелым природным условиям. Но трасса гудела круглосуточно!
При таких больших стройках нельзя было забывать и об инфраструктуре. Во всех временных поселках при строительстве БАМа возводились обязательные постройки: организовывалась жилая зона, строились предприятия культурно-бытового обслуживания (школы, детские сады, библиотеки, столовые, медицинские учреждения, магазины).
Первым бамовским поселением на западном участке стройки стал поселок Звездный, где для нужд строителей возвели школу, клуб, баню, магазины, общежития и т.д. После окончания стройки здесь остались, в основном, те, кто обслуживает железную дорогу.
Больше всех повезло поселку Улькан, который изначально стал базовым поселком СМП-571 и автобазы №11 «Ангарстроя». Да и начинался он не на пустом месте — рядом была деревушка Юхта, хоть маленькая, но живая. Во вторых, когда строили поселок, отступили чуть от проектной точки, и выбрали ровное и сухое место в негустом молодом лесу на слиянии двух рек – Улькана и Киренги. Лес этот постарались сохранить, вырубали только по необходимости — точно по линиям, где проходили улицы. И, в-третьих, в Улькане сразу думали о людях: дома и всю инфраструктуру строили капитально. Поселок был признан самым красивым на Западном участке Байкало-Амурской Магистрали. Его строили представители 39 национальностей. Сейчас это кажется нереальным. Но тогда люди были одной страны Союза Советских Социалистических Республик, были воспитаны на самоотверженности, дружбе.
Так же дружно, как и работали, проводили мы время отдыха. На БАМ часто приезжали знаменитые советские и зарубежные артисты, музыканты: Дин Рид, Эдуард Хиль, Тынис Мяги, Эдита Пьеха, театр "Современник" во главе с Олегом Табаковым, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Владимир Винокур и многие другие.
Особенно из трудовой биографии запомнилось строительство вторых путей БАМ к Братской ГЭС, перегон Гидростроитель – Падунские пороги. С камнедробильного завода БратскГЭСстроя возили щебенку и отсыпали насыпь под вторые пути. Сроки были очень жесткие, контроль серьезный. Выручала техника и, как бы это пафосно не звучало, трудовой героизм.»
Работа на строительстве БАМа оставила в душе моего собеседника самые лучшие воспоминания. Как и многие из бывших бамовцев, он с теплом вспоминает эти годы. Взаимовыручка, внимательность, готовность помочь, протянуть руку помощи при проблемах на трассе были на первом месте. Если случалось водителю остановиться на обочине из-за чего-то, любой проезжающий спрашивал, нужно ли чем-нибудь помочь. Все готовы были выручить товарища из беды.
«Бамовцы – это особая общность людей, не зависящая от возраста и национальности. Мы считаем своё участие в стройке века настоящим подарком судьбы», говорит Эрнест Дмитриевич.
Ангарстроевцы принимали участие во всех братских стройках (БРАЗ, БЛПК, строительство порта и т.д.). Ведь на любой стройке нужен транспорт и рабочие руки, а водительские и вообще всегда были в цене.
С большим сожалением говорит о развале своего любимого «Ангарстроя». Но, как у любого русского человека, есть надежда на лучшее будущее, на обновление. И здесь все в руках молодого поколения, которое, как считает наш герой, идет правильным путем.
И совсем немного о личном. С женой познакомился на свадьбе друга в 1966 году. Вместе уже более 50 лет. 2 дочери, внук, внучка, правнучка.
Сейчас Эрнест Дмитриевич на заслуженном отдыхе. Награжден медалями «За трудовую доблесть», «За строительство Байкало-Амурской магистрали», «Ветеран труда», памятной медалью «50-летие БАМ» и многочисленными грамотами за долголетний добросовестный труд. Его имя было занесено в Книгу Почета УС «Ангарстрой». Эрнест Дмитриевич избирался депутатом Поселкового совета п. Осиновка, был большим другом и помощником школы № 8.
Хочу пожелать Эрнесту Дмитриевичу крепкого здоровья, чтобы еще долгие годы он мог оставаться энергичным и полным сил для того, чтобы передать как можно больше опыта молодому поколению. Живите счастливо и радостно, в почете и нашем глубочайшем уважении к вашим сединам и трудовым подвигам.
Зинина Галина Геннадьевна,
заведующая модельной библиотекой «Семейная мозаика» |