![]() |
|
Новости ЦБС23-01-2025
«Вот как это было» книжный обзор 12+![]() Как рассказать ребенку, что такое война, блокада? И рассказать так, чтобы прочувствовал, сопереживал, удивлялся, горевал, восхищался, улыбался и плакал? Возможно, в этом помогут книги.
Издательство «Речь» выпускает переиздания советских книг для детей и подростков. Идея серии «Вот как это было»: познакомить современных юных читателей с жизнью и бытом их сверстников прошлого века. Книги этой серии повествуют о детях, подростках и взрослых, живших в суровые времена: переживших войну, блокаду, голод. Почти все книги написаны очевидцами событий, а иллюстрации не только дополняют текст, но и помогают ещё более погрузиться в атмосферу войны, почувствовать на себе каждый миг жизни героев. Тема войны раскрыта без ужасных описаний крови и зверств, но каждый, кто прочтет эти книги, сможет почувствовать трагедию и жестокость войны и понять, что противопоставить этому можно силу духа, взаимопомощь, единство.
Книги, представленные в данном обзоре не только о войне, а гораздо шире – о связи поколений, о памяти и они рекомендуются подросткам, так как эти произведения формируют личность и закладывают в ней самые лучшие качества. Взять для чтения книги из данной подборки можно на старшем абонементе Центральной детской модельной библиотеки.
1. Алмазов, Б. Я иду искать : повесть / Борис Алмазов ; художник Светозар Остров. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 160 с. : ил. – (Вот как это было).
Десятилетия назад отгремели жестокие сражения Великой Отечественной войны. Выросли дети, которым война кажется далёкой историей.
Костя Макаров или Макарона, как его прозвали одноклассники, вполне обычный ученик шестого класса, особенно ничем не выдающийся середнячок, но, страстно мечтающий о джинсах. С этой-то мечты и начинаются все его приключения. Чтобы получить вожделенные джинсы, Костя должен закончить четверть без троек. И ради достижения своей великой цели он сбегает с контрольной по математике на чердак школы. Там он случайно находит альбом с летописью школы, а в нем видит фотографию трёх танкистов на встрече с пионерами. Кто эти танкисты с фото, живы ли они, как сложилась их судьба – всё это должен узнать красный следопыт Макаров.
Великолепная пронзительная и душевная история о героях войны, об их судьбах, о чести, доблести и мужестве. О Сергее Иванове, который с нами с первых страниц книги: незримый, молчаливый, но такой родной! О том, что так важно и нужно разговаривать со своими родными, узнавать их, задавать вопросы, знать об их прошлом и настоящем. О том, сколь быстротечно время. И о тех героях, подвиги которых и спустя века после войны, не должны быть забыты.
2. Верейская, Е. Три девочки. История одной квартиры : повесть / Елена Верейская ; художник Нина Носкович. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2020. – 224 с. : ил. – (Вот как это было).
Повесть «Три девочки. История одной квартиры» состоит из двух частей. В первой, довоенной, мы знакомимся с Наташей, Катей и Люсей, а также со всеми жильцами большой и дружной коммунальной квартиры. Софья Михайловна и Леонтий Федорович – пример замечательных родителей, Яков Иванович – строгого дедушки, Тотик и Вася – чудесных братьев. Доктор, поначалу нелюдимый, но очень добрый человек, искренне полюбивший малыша Тотика.
Вторая часть показывает нам, как любимые герои переживают блокаду. Девочки очень быстро взрослеют, даже легкомысленная Люся становится ответственным человеком. Кто-то из мужчин сражается на фронте, в то время как матери заботятся и о детях, и о стариках – своих соседях, и работают в госпитале. Доктор почти все свои продукты отдает малышу Ванечке, боясь, чтобы тот не умер.
И не только доктор совершает такие подвиги: каждый из членов дружной коммунальной семьи в первую очередь заботится о других, старается помочь, чем сможет, поддержать и вселить надежду, сам при этом искренне веря в победу.
Блокада, описанная в повести, показывает, какими людьми являются все наши герои. Что они не только герои книги, но и герои в прямом смысле слова. Отвага, доблесть, ответственность и доброта – все эти качества присущи и девочкам и взрослым.
3. Дубровин, В. Мальчишки в сорок первом : повесть / Виктор Дубровин ; художник Виктор Вальцефер. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2017. – 224 с : ил. – (Вот как это было).
Виктор Дубровин – блокадник. Ему было тринадцать, когда началась война. Он написал книгу о себе и своих друзьях. Время действия – первый блокадный год, самый страшный. Беда наваливается быстро и неотвратимо. Вот мальчишки собираются бежать на фронт, вот они строят планы ловить шпионов и диверсантов, а вот они уже заняты действительно важным делом – создают фронтовой пионерский взвод и помогают семьям ушедших на войну.
Учебный год начался в конце сентября и почти сразу же закончился, потому что в школе поселили беженцев. Бадаевские склады к тому времени сгорели, и длиннющие очереди к магазинам стали привычными. Введены карточки, но отовариваются они плохо. Мальчишки ещё мечтают о фронте: готовятся, тренируются держать винтовку – она же тяжелая. «Но для силы питаться надо как следует. Надо кочерыжками запастись…». Так для Вовика и Женьки начиналась личная война с фашистами. Блокада.
Повесть написана от первого – Вовкиного лица. И пусть автор не рассказал ничего такого, чего читатели не знают или не могут узнать из других книг, кинохроник, художественных фильмов. «Мальчишки в сорок первом» в любом случае откровение. Потому что Дубровин говорит о том, что видел, чувствовал, думал тогда он. Он – свидетель великого противостояния.
4. Дубровин, Е. В ожидании козы : повесть / Евгений Дубровин ; художник Елизавета Бухалова. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 256 с : ил. – (Вот как это было).
После Великой Отечественной войны прошло больше года. 14-летний Виктор и его младший брат, 8-летний Влад, живут с матерью в провинциальном городке Нижнеозёрске. Они не слушают мать и в основном пропадают на улице – в окрестностях города шли бои, там часто находят мины и снаряды, к тому же мальчики дружат с компанией, в основном проводящей время у костра в поле. Однако внезапно домой возвращается отец мальчиков Анатолий Бородин – он долго находился в плену, потом воевал во Франции, поэтому он считался без вести пропавшим. Отец пытается установить свои порядки в доме – привлечь детей к труду, научить их всему, что нужно по хозяйству.
В поисках лучшей доли семья переезжает в родное село отца. Но и здесь нет спасения: та же разруха, а вместе с ней – подозрительность и опасливое отношение друг к другу. Родители мальчишек уходят покупать козу – ведь молоко значит сытость и достаток. Но коза не становится символом счастливой жизни – родители так и не вернулись, они бесследно пропали, возможно, были убиты по дороге.
В трагической повести Евгения Дубровина история героев становится историей всей послевоенной страны. Писатель пронзительно и при этом очень просто рассказал о самом важном: о человечности и доброте, о взрослении, трудности выбора и ответственности за принятое решение и его последствия.
5. Крестинский А. Мальчики из блокады : рассказы и повесть / Александр Крестинский ; художник Николай Кошельков. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2019. – 224 с. : ил. – (Вот как это было).
Несмотря на воспоминания об ужасах блокады – бомбёжку, наледь на стенах квартиры, замёрзшую землю на месте сгоревшего сахарного склада, которую мальчишки добывали, чтобы варить её особым образом и пить, спасаясь от голода, книга Александра Крестинского получилась удивительно светлой и доброй.
В сборнике опубликованы пять рассказов и повесть «А потом началась война». Автор не пытается приукрасить своего главного героя. Он не скрывает от читателя, что за некоторые поступки и спустя много лет ему самому очень стыдно. Например, за то, что вместе с товарищами по детскому лагерю дразнил странного мальчика по прозвищу Гном и старался от него отгородиться. Тот прятал еду после каждой трапезы, а по ночам кричал и бредил от страха: не мог справиться с пережитым голодом. Стыдно так же и за то, что перестал дружить с одноклассницей-Любой из-за её «пролетарского происхождения», грубоватых манер и мамы-вагоновожатой. А ведь Люба поразила героя тем, что при первом знакомстве поделилась с ним куском хлеба: «В те дни не принято было делиться хлебом. Каждый сурово и строго съедал положенную ему пайку. Матери делились, но это совсем другое дело».
Нынешним детям мало что известно о блокаде Ленинграда. Книга Александра Крестинского поможет восполнить этот пробел, расскажет о том, чем жили их сверстники в трагические блокадные дни, заставит задуматься об истинных и мнимых жизненных ценностях.
6. Никольская, Л. Должна остаться живой : повесть / Людмила Никольская ; иллюстрации Лизы Бухаловой. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2020. – 256 с. : ил. – (Вот как это было).
Книга строится на постоянном противопоставлении добра и зла, подлости и благородства, трусости и самоотверженности, ненависти и любви. Майе всего девять, а жизнь беспощадно ставит её перед жестоким выбором, с которым справится не всякий взрослый. В самом начале повести Майя решает: присвоить потерянную кем-то хлебную карточку или попытаться найти её хозяина? Совесть подсказывает девочке начать поиски. Обходя окрестные дворы и улицы, она видит много примеров человеческой низости и высоты духа и сама помогает всем, кому может помочь. Вопросы, которыми задаётся Майя, совсем не детские. Почему культурные и добропорядочные немцы стали фашистами? Почему одни в голодные блокадные дни становятся ворами, бандитами, людоедами, а другие отдают последний кусок хлеба незнакомой старушке или ребёнку?
Сдержанно нарисованные картины первой блокадной зимы словно оживают перед глазами читателя: «За хлебным пайком стояли молчаливые очереди, чуть не с ночи их занимали люди. И не были уверены, что паёк получат. Всё чаще бывали дни, когда хлеба в булочную с утра не завозили. Окоченевшие голодные люди продолжали стоять или уходили в другие булочные, чтобы не идти домой с пустыми руками». На улице лежит умирающий человек, но это зрелище уже стало настолько привычным, что обессилевшие от голода люди стараются быстрее пройти мимо, ведь ему уже ничем нельзя помочь.
Сколько всего пришлось пережить девятилетней девочке в блокадном Ленинграде. Смерть старых и новых друзей, разоблачение воровской шайки, уход на фронт старшего брата. В её словах выражена святая вера ленинградцев в победу: «Кто будет встречать победу, если мы умрём?». Лейтмотивом через всю книгу проходит упоминание присущего ленинградцам чувства собственного достоинства: «Надо бодриться, не веселить печалью наших врагов». И они борются за жизнь – не только ради себя, но ради победы.
В книге автор показала только один месяц – всего тридцать из почти девятисот блокадных дней. Долгий и страшный месяц, о котором лучше всего может рассказать только тот, кто сам это пережил.
7. Радзиевская, С. Болотные робинзоны : повесть / Софья Радзиевская ; художник Юлия Казарницкая. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2019. – 144 с. : ил. – (Вот как это было).
Идёт Великая Отечественная война. Мирная жизнь маленькой белорусской деревни Малинки прервана внезапно и безжалостно: селение оказалось на пути немецкого десанта, и было целиком уничтожено фашистами. Чудом уцелевшие люди, уходят на затерянный среди леса и болот Андрюшкин остров.
Подросток Саша, который приехал на каникулы из Минска, становится защитником и кормильцем, потому что он самый старший из спасшихся детей. А взрослые – древний дед Никита и бабушка Ульяна, которая занята выхаживанием грудного младенца убитой соседки и присмотром за близнецами-дошкольниками Маринкой и Гришаткой, найденными под печкой сгоревшего дома. Старики могут только передать свой опыт выживания в лесах и на болотах, но сил на дальние походы и охоту у них нет. Дед Никита учит Сашку и его младшего друга Андрюшку ориентироваться в лесу, заготавливать припасы на зиму, охотиться на зайцев и птиц, а затем и на лося, строить дом и искать лекарственные травы.
Подростки наведываются в сожжённую деревню, ища домашнюю утварь, инструменты и главное – соль, которая спасает продукты. Боясь «лишнего рта», старики сначала предлагают убить приблудившуюся к ним козу, но дети сопротивляются этому. А затем находят ещё и корову, и бычка, и кошку, и маленькую собачку, спасшую всех от медведя-шатуна.
Увлекательная повесть Софьи Радзиевской рассказывает читателям о жизни этого маленького отважного отряда. А ещё о том, что и в мирное время, и в пору тяжёлых испытаний, более всего ценятся доброта, дружба, смелость и готовность прийти на помощь.
8. Фонякова, Э. Хлеб той зимы : повесть / Элла Фонякова ; иллюстрации Людмилы Пипченко. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2020. – 224 с. : ил. – (Вот как это было).
Блокада Ленинграда длилась почти 3 года – с сентября 1941 по январь 1944. В этой истории мы полностью увидим первый блокадный год глазами Лены, которая в сентябре должна пойти в первый класс. У неё необычная семья – интеллигентная, причастная к музыкальной элите города. То есть, по словам их соседей, «не умеющая выживать». И действительно, родители не смогли сделать большой запас продовольствия, не смогли спекулировать во время блокады и «устраиваться». Гордость и принципы не позволили. Всё делали в рамках совести и закона. Тяжко приходилось, и порой они были на грани, но всё же выжили. Отца не взяли на фронт по состоянию здоровья, но все они упорно трудились в тылу, не брезгуя ничем, а работали там, где в ту пору было необходимо.
Лена рассказывает нам истории, разные: весёлые и грустные, школьные и домашние. Здесь и голод, и смерть соседей и родных, и постоянные артобстрелы, и щемящие подробности о рагу, приготовленного из любимого кота. Рассказы о детях, которых учат обезвреживать бомбы-зажигалки. Но в рассказах есть место и дружбе, и взаимовыручке, и готовности поделиться последним. Простые человеческие ценности в нечеловеческих условиях.
9. Цинберг, Т. Седьмая симфония : повесть / Тамара Цимберг ; художник Елена Жуковская. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 144 с. : ил. – (Вот как это было).
Блокадный Ленинград. Февраль 1941 года. Четырнадцатилетняя девочка Катя – сирота и живет одна. После очередной бомбёжки у неё на руках оказывается маленький соседский мальчик, о котором она ничего не знает.
Это история о необыкновенной девочке с сильным характером и добрым сердцем. Её стойкость и смелость, терпение и готовность заботиться о чужом ребёнке помогают ей выжить в тяжёлое время страшного голода и холода, бесконечных бомбардировок и обстрелов. Произведение во многом автобиографично: Тамара Цинберг написала о том, что видела и знала, что было ею выстрадано и преодолено. Это удивительно светлая и честная история о незаметных ежедневных подвигах ленинградцев и о том, что же означала храбрость отдельного человека в годы Великой Отечественной войны.
Нужно отметить, что сначала был написан сценарий для постановки фильма, снять который в то время не получилось. На основе этого сценария Тамара Сергеевна и создала повесть «Седьмая симфония», посвятив её памяти своего отца.
Книга имела большой успех. Почти сразу же был напечатан дополнительный тираж. Автор получала много положительных отзывов и писем, особенно от учителей, которые брали её произведение для чтения и обсуждения на уроках литературы.
Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Книги, представленные в данном обзоре, ждут вас в Центральной детской модельной библиотеке им. Ю. Черных. Адрес библиотеки: г. Братск, ул. Депутатская, 23.
Зеленая Ольга Владимировна, ведущий библиограф Центральной детской модельной библиотеки им. Ю. Черных.
|