19 января 2025 г. |
|
Новости ЦБС28-12-2024
Библиосфера.Олег Стрижак «Вариант»16+Второй роман Олега Стрижака (1950-2017) – автора романа «Мальчика», книги, которую относят к числу лучших в русской литературе XX века, – «Вариант» впервые выходит в свет целиком под одной обложкой. «Вариант» – уникальный роман: его единственным сюжетом является течение русской и мировой истории.
«Мальчик» был написан в конце 80-х годов ХХ века, а в 1993 вышел в свет в «Лениздате». Тогда же роман был переведен на французский язык и издан в престижом издательстве Франции Albin Michel. Книга была удостоена литературной Премии Книжного салона Бордо. Роман «Вариант» можно рассматривать, как некую составную часть общего проекта с «Мальчиком».
Если строго подходить к определению жанра, то «Вариант» - это, конечно, не художественный роман. А огромное историко-философское эссе. В сносках «Мальчика» Олег Стрижак больше размышляет о Петербурге и его памятниках, Державине, Пушкине, о декабристах, о творчестве. А вот в самом «Варианте» героиней книги становится русская история XX века. Ее гении и злодеи. Ее перекличка и узлы-узелки-мостики с историей предшествующих веков и с историей европейской и мировой.
Но уже ушедший из жизни автор настаивает на определении «роман». Разберемся? «Вариант» не имеет героя и выдуманного сюжета, в нем нет вымышленных персонажей. И все-таки это не только историческое исследование. Олегу Стрижаку важно было донести до читателя свои мысли и свою оценку исторических событий, свой авторский взгляд на историю. То есть автор книги и есть главный герой романа, а текст книги – его вариант истории.
«Вариант» – это не историческая книга, а книга об истории, есть разница. Её можно открывать на любой странице и читать с любого места (тем более что текст почти не разбит на абзацы) – и полное ощущение, что ты вошёл в поток, жаркий авторский монолог об исторических событиях. Никакого порядка, хронологии, последовательной смены исторических периодов – пожалуй, больше всего это напоминает вращение калейдоскопа, где сменяются лица, события, куда-то бегут люди, стреляют, что-то горит…
Олег Стрижак представляет историю в самом густом конспирологическом замесе, как сплошную череду тайных договорённостей, предательств, подстав и подтасовок. Из этого потока то Троцкий вынырнет с мокрой головой, через несколько строк – чу! – где Троцкий, уже речь о каком-то лейтенанте Исаакяне, который едва не стал военно-морским министром Армении. Не успеваете вы подумать, а есть ли в Армении военный флот, вас уже тащит всё дальше – и вот совсем недалеко на нас несётся конница мятежных тамбовских крестьян – теперь автор рассказывает о восстании Антонова. И так дальше, дальше, дальше, как в известной пьесе.
Покушение на Ленина «заказал» Троцкий, но поручили эсерам, а они отправили на дело Фанни Каплан, которая всё запорола; Ворошилов со Ждановым собирались сдать Ленинград немцам, но Сталин вовремя упредил предательство и прислал надёжного Жукова; Черчилль почти договорился с Гитлером, что даст вермахту раздавить советские войска летом 1942-го, но что-то пошло не так.
Автор совершенно не заморачивается предъявлением каких-то версий, ссылок, цитат, подтверждающих его гипотезы. Везде пишет «подробности позже». Подробности позже, подробности позже, не сейчас, а сейчас – вот вам ещё и ещё смачные и страшные сюжеты из истории.
Парадокс в том, что многое из того, о чем писал Стрижак в 90-е годы, сейчас уже даже не вариант и не альтернативная история, а подтверждено документами и открывавшимися в начале двухтысячных архивами. Так что во многих своих выводах Олег Всеволодович Стрижак просто опередил время, а некоторые его варианты и версии событий, похоже, легли в основу существующих сейчас теорий альтернативной истории, которые – с одной стороны, требуют дополнительных доказательств, с другой – очень мотивированы и правдоподобны и легко укладываются в лакуны народной памяти.
Стрижак ведет себя в истории, как в собственном огромном доме: он знает расположение всех комнат, кладовок и чердаков, хорошо помнит, где и какие вещи лежат, откуда они появились в доме, кто их принес, а также кто и когда их сделал.
Конечно, читатель, привыкший к размеренной, познавательной и научно-популярной исторической литературе, с негодованием отбросит книжку «Вариант» и закричит: «Что это такое, что за хулиганство?» А, может, это именно такой формат, который привлечёт простого читателя-обывателя к чтению исторических книг. Потому что «Вариант» – потрясающий, в сущности, эксперимент, когда вас несёт какое-то захлёбывающееся, горячечное, перескакивающее с пятого на десятое повествование… но в итоге вы понимаете, что ничего лучше о нашей истории не читали никогда.
Роман «Вариант» – это историческая драма, причудливая мозаика смыслов и парадоксов. Да, эту книгу не получится взять наскоком, прочитать быстро. Потому что требуется подумать над прочитанным. Как глоток чистейшего кислорода: полезно, но сразу много нельзя и невозможно. К тому же текст плотный, без абзацев, красных строк, точек, содержит много информации.
Кому читать книгу? - тем, кто интересуется историей и культурой России (да, в романе не только Ленин, Сталин, Молотов, Троцкий, Тухачевский, Кузнецов, Киров и т.д. Но и Державин, Мандельштам, Пикассо, Пушкин, Вяземский, Чуковский, Ахматова и многие другие).
Стрижак О. Вариант / Олег Стрижак. – Москва : Городец, 2022. – 560 с. – («Книжная полка Вадима Левенталя»). Дорогие читатели, в любой библиотеке МБУК «ЦБС г. Братска» есть уникальная возможность через электронную библиотеку «ЛитРес» получить новинки литературы, которых в бумажном варианте в библиотеках еще нет, а в магазине они стоят дорого. Но у нас вы можете взять их совершенно бесплатно. Для этого необходимо прийти в библиотеку, зарегистрироваться и получить логин и пароль. А затем беспрепятственно наслаждаться чтением в он-лайн режиме.
Жанна Райс,
главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
|