19 января 2025 г. |
|
Новости ЦБС25-12-2024
Минутка грамотности. Род и семья в русской языковой традиции. Русское тело и русское дело 12+Именно русский физический тип определяет наши устремления и предпочтения в труде, ибо, как установлено наукой, фундаментальные элементы культуры в своих истоках связаны с особенностями человеческой биологии.
Тело у типичных русских – крепко сбитое, ширококостное, угловатое, коренастое, кряжистое. Рост при этом у русича может быть разным. Поколения, испытавшие в детстве голодовки, пережившие военное детство, мельче тех, кто имел счастье вырасти в более благоприятные времена. Но телесная крепость, широта кости и дородство тела проявляются у русского мужчины с детства и оцениваются одобрительным приговором родовы: «Мужичок!». Не является недостатком и приземистость, ибо здесь отмечена связанность человека с землей-матушкой. Дородство ценится и в русских девушках, и женщинах, а потому нарочитая современная худоба интуитивно тревожит близких и заставляют их откармливать молодку, приводя её в соответствие с русским идеалом красной девицы – стройной и статной «лебёдушки», будущей матери семейства. Телесная крепость и кряжистость обеспечивали выживание русского народа в тяжелейших климатических условиях нашей Родины, где если голод или недород охватил страну, то «пока толстый сохнет, худой сдохнет». такой телесный «состав» русского народа обусловил его необыкновенную выносливость, огромную физическую силу и терпеливость в труде. русские в буквальном смысле слова являются костяком, становым хребтом России, на своём горбу вывозя страну из злоключений истории. И пусть бывает, что «не ладно скроен, да крепко сшит», русский крой силушки молодецкой сохраняет нашу Державу в целости до сих пор. А сформировал нас такими тысячелетний земледельческий образ жизни, где «что посеешь, то и пожнёшь». Психология вечного народа-труженика родила множество русских трудовых поговорок: «Бобы не грибы, не посеешь, не взойдут», «Масло само не родится», «Добывай всяк своим горбом».
Национальную особенность имеют и русские лица. Слово лицо недаром производится от глагола лить, ведь каждый человек неизбежно – вылитый отец или мать, он не только сам отвечает за своё лицо, но и родители его несут за него ответ. «Свинья не родит бобра, а сова не высидит орла».
Национальный идеал русской телесной красоты – кровь с молоком, это значит кровная, наследственная крепость шлифуется с юности сытным и здоровым питанием. Мужскую красоту русские песни описывают так: плечи могучие, богатырские, головушка буйная, удалая, телом не велик, да широк, словом, красен человек статью. Само слово стать - крепость и стройность одновременно. Чтобы добиться стати, в русских семьях новорождённого пеленали в тугие пелёнки, выпрямляли ручки и ножки, ровняли спинку, обматывая их широким поясом поверх одеял.
Стать присуща и добрым молодцам и красным девицам. Для русской женской красоты в песнях веками создавался идеал: руса коса до пояса, телом кругла, бела, как мытая репка, грудь лебедина, походка павлина, сама собой миленька, личиком беленька.
Сам язык нас учит тому, что лицо должно быть близко к святому лику, не случайно и слова эти одного корня. Отклонение от идеала русской красоты на Руси едко высмеивалось, ибо за такими ухмылками природы виделась русскими духовная скудость рода и нравственная ущербность семьи несчастного урода. Вот и говорили тогда безжалостно: «Ни кожи, ни рожи, ни виденья», «Нос крючком, борода клочком», «Гороховое чучело, воронье пугало, сморчок сморчком».
Не глянулась русскому человеку и худоба. Не зря слово худой происходит от понятия худо. Телесной худобы русские искони боялись, ибо она была признаком болезни и слабости, то есть вырождения. Худобой корили: худ, как треска, как жердь, кости да кожа, глиста глистой. И ещё национальной заповедью слышал русский человек с детства: Избави нас, Боже, от лыса, коса, рыжа и кривоноса». Не случайно возник оберег, призывающий остерегаться и сторониться своих соплеменников с врождёнными уродствами.
Грустно, что народный идеал красоты померк в нашем сознании, его старательно замещают иными, национально чуждыми идеалами, которые нам навязывают практически насильно – через образы положительных героев в СМИ, на экранах ТВ. это идеалы наших ближних соседей и заморских этносов.
Размывание народного идеала красоты происходит ещё и за счёт активной гибридизации русского населения России. Смешанные браки и прежде существовали в нашей стране, но они не были столь распространены, как сейчас. Русские женщины стали выходить замуж за инородцев, видя в них силу и волю, напор и нахрапистость, русские мужчины на подобное способны меньше. Потомство таких пар чаще всего приобретает черты отца и родовая русская преемственность рвётся. Но в то же время в смешанных браках неизбежно постепенное обрусение их потомков, причастность к русским идеалам через мать.
Русич от рождения творец и созидатель, должный вглядываться вглубь явлений природы, и одновременно мыслитель, созерцающий вертикаль мироздания. Кочевник, горец, азиат – это скотовод, человек, следующий за стадом, занимающийся собирательством плодов. Взгляд на мир горца и кочевника – взгляд сверху и вдаль, а не вглубь и вверх, как у земледельца. Потому человек этого уклада жизни – собиратель и завоеватель.
Земледелец – плохой торговец, ибо он всем насущным обеспечивает себя сам, а как творец и созидатель, он хороший воин, чтобы защищать созданное своими руками, оборонять землю-кормилицу. Его воинственность имеет благородные черты: сохранить своё, заработанное потом и кровью, сберечь Родину-мать. Кочевник – хороший купец и отличный воин. Но его воинственность обращена вовне, ибо родной очаг его перемётный, а пищу он собирает по пути скитаний.
Такое различие ставит русского, земледельца по природе, в невыгодное в общем государстве положение по отношению к кочевнику, горцу и степняку. Поэтому сохранение этнического облика национального физического типа, с которым связаны наши понятия о красоте – одно из условий русского выживания.
(По материалам Интернета и периодических изданий)
Жанна Райс,
главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
|