18 января 2025 г. |
|
Новости ЦБС18-12-2024
Минутка грамотности. Род и семья в русской языковой традиции 12+Главное в русской национальной трапезе – хлеб, и он же выражает нашу русскую суть в понятии – хлеб-соль, ритуальном выносе угощения хозяевами дома на свадьбе, на новоселье, при приёме гостей, при встрече новорожденного.
И если хлеб – это ритуальный символ достатка и благополучия, то соль – знаменье оберега, сохранения дома от нашествия злых сил, будь то колдуны на свадьбе, завистники на новоселье, чужие люди, которых русский обычай гостеприимства обязывает впускать в дом, или люди ещё не вполне родные для семьи – будущая невестка или зять.
Потому и считалось, что на соль да на хлеб супостата нет. Заметим и такую нашу древнюю привычку: накрывая на стол, мы в первую очередь ставим на стол солонку, подсознательно помня старинное поверье – не будет соли на столе, не будет обилия в доме. Оттого и старинная примета: соль рассыпать – к беде. И весьма употребительно в русском языке выражение насолить кому-нибудь, то есть досадить супостату, укротить тем самым нечистую силу. А еще существует древний обычай: в начале или в конце обеда, чтобы избежать напасти, съедают кусочек хлеба с солью.
Так что русская хлеб-соль – это не столько символ гостеприимства, сколько оберег от чужих и недругов, русская хлеб-соль платежом красна, и потому, не дождавшись ответной благодарности за свой хлеб, русич непременно вспомнит о соли, как символе защиты дома, а значит, обязательно, в согласии с русской картиной мира, так насолит супостату, что тот не возвидит белого света.
У соседних, исконно кочевых народов другие обычаи трапезы, гостеприимства, да и застолье у них иное. У русских издревле культура производящая – земледельческая, способность к каждодневному тяжелому труду отличает представителей такой культуры. А у горцев и степняков – кочевников – культура присваивающая – скотоводческая, она сродни древнейшему собирательству, и не требует сверхусилий в течение года.
Присваивающая культура кочевья сформировала иной рацион кочевника по сравнению с земледельцем, его еда мясная и молочная, твёрдая, острая, пресная. Кочевые народы не знают постов – долгого воздержания от мяса и молока, не обходятся, как мы, легкими похлёбками и тюрями, а едят запеченное мясо, лепёшки, пьют жирные хаши. Их пища тяжелая для желудка, но именно она подходит для кочевника, подкрепления его физической силы, насколько предназначено ему природой.
Что же есть традиционное питание для обиходе каждого народа? Конечно, это главная часть национального быта, согревающая душу родным очагом. А ещё это одна из основ национального самосознания, позволяющая чувствовать свою связь с предками. Недаром именно национальная пища является жертвоприношением, которым воздаёт человек благодарность Богу за его благоволение к семье, к роду.
(По материалам Интернета и периодических изданий)
Жанна Райс,
главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
|