12 ноября 2024 г. |
|
Новости ЦБС26-10-2024
Библиосфера. Валерий Иванов-Таганский «Неубитый театр. Записки о Театре на Таганке» 16+Новая книга Валерия Иванова-Таганского – блестящий образец обретающего всё большую популярность жанра автофикшен. Перед нами не мемуары в классическом понимании, а скорее роман с двумя пересекающимися сюжетными линиями. Первая – становление легендарного Театра на Таганке под руководством Юрия Петровича Любимова. Вторая – жизнь и театральная карьера актёра и писателя Виктора Самойлова – альтер-эго автора. О том, зачем ему потребовалась литературная «маска», Иванов-Таганский пишет в предисловии: «Причин здесь две – желание взглянуть на события со стороны и стремление не выделять своё «я» в истории, где десятки действующих лиц, не менее важных и значительных, чем автор».
Это непросто «Записки о театре на Таганке» как скромно заявил о своем детище В.А. Иванов-Таганский – это демонстрация истории целой эпохи поколений изумительно талантливых людей. Автор с ювелирной точностью прорисовывает события нескольких десятилетий театральной жизни, подкрепляя их фактами, датами, именами и местом действия.
В итоге получилось действительно захватывающее повествование, которое не оставит равнодушным всех, кто интересуется историей отечественного театра. На страницах книги появляются кроме Любимова и Эрдман, и Товстоногов, и Высоцкий, и другие яркие деятели русской культуры. И все они не шаблонные персонажи, а живые люди со своими сильными и слабыми сторонами, целями, мечтами и ошибками.
Главный герой романа Самойлов олицетворяет самого писателя – это двойник нескольких ролей (герой наблюдатель, комментатор и действующее лицо). Герой - Самойлов пригласил читателя в свободное путешествие в феерический мир театрального закулисья, где читатель столкнулся с откровенно неприкрытой безжалостностью к талантам и непредсказуемой конкуренцией театрального мира. Очарованность триумфом в романе В.А. Иванова-Таганского «Неубитый театр» смещается отчаянным наваждением коим является призрак внушенный неведомо тяжелой силой с целью соблазна и обмана разума чувств.
Особого внимания заслуживают включённые в книгу личные беседы Валерия Иванова-Таганского с Юрием Любимовым, в которых великий актёр и режиссёр раскрывается не только как профессионал высочайшего уровня, но и как глубокий и искренний человек.
И конечно, подарком для всех поклонников театра станут богатейшие иллюстрации, на которых – повседневная жизнь легендарной Таганки. Архивные фото прекрасно дополняют повествование автора.
Иванов-Таганский не боится писать о многочисленных конфликтах и скандалах в театральной среде, но цель его – отнюдь не пустая сенсация, не попытка играть на низких интересах аудитории. Писатель, знающий театральную жизнь, как свои пять пальцев, наглядно демонстрирует: именно из этих конфликтов, из искрящего напряжения между творческими людьми, из противостояния власти и веяниям времени и рождается по-настоящему оригинальный, незабываемый театр.
Автором в романе прочерчен контраст между творчеством классика Мейерхольда и реалиста Станиславского, который многие режиссеры решили сублимировать и выдать нечто. Подобный культ вольности, характерный дерзкому мировоззрению режиссера Любимова, во второй половине ХХ века приводит к искаженной перцепции действительности, а именно как антагонистичной свободе личности. Самойлов, через образ Любимого показывает, что воля напрямую зависит от постоянного сопротивления требованиям жизни, т.е. собственную свободу приобретают только через триумф судьбы - исключительную победу над всеми, подчинив всех себе (Любимов, Рудаков, Фурцева, Молотов, Губенко, Высоцкий, Насонов, Самойлов, Хмельницкий и А. Васильев, Эрдман и др.).
Автор не обошел стороной события связанные с Чечней и «Норд-Остом», которые напрямую привязаны к театру в целом. Воссоздал резкие реплики по поводу тех событий с чеченским режиссером романтико-трагического репертуара Солцаевым М.М. И здесь очень точны строки автора романа: «Великая страна с её прославленной культурой, как снежный ком, сползала со своего могучего хребта и «таяла» на глазах тех, кто помнил её недосягаемые вершины»…
В романе «Неубитый театр» сообщается об исходе «золотого периода» гуманизма культуры и надвигающемся современном хаосе, неотвратимом душевном озлоблении и затмении разума, порожденном цепью надежд, увлечений и разочарований. В авторских аллюзиях выражена глубокая боль о неприкрытом желании чиновников разрушить один из самых первых видов пластического искусства – театр. Ибо первыми симптомами крушения мира является уход от духовных ценностей, культуры, науки и искусства созидания. Поиск автора: «Когда «Была ли на самом деле столь велика вина самого Любимова, чтобы случилось невероятное – актеры, которых он вырастил, воспитал и любил, вытолкнули своего Отца - Мастера из своего дома, на бесстыдное и незаслуженное осмеяние?», долгий трудоемкий.
Хотя он сам и ответил на все вопросы: «Сейчас Самойлов, отчетливо понимал еще одно немаловажное обстоятельство: чтобы осознать причины крушения Великого театра, следовало разобраться в том, что происходит в стране, увидеть куда эту «птицу-тройку» несет, попробовать заглянуть в будущее, искать выход, спасти самостоянье России, которую Пушкин называл животворящей святыней, без которой «душа— алтарь без Божества».
Театр, конечно, не убит, ибо как писал Шекспир: «Жизнь - театр, а люди в нем актеры».
Иванов-Таганский В. Неубитый театр. Записки о Театре на Таганке / Валерий Иванов-Таганский. – Москва : Серебряные нити, 2023. – 524 с. : ил.
Дорогие читатели, в любой библиотеке МБУК «ЦБС г. Братска» есть уникальная возможность через электронную библиотеку «ЛитРес» получить новинки литературы, которых в бумажном варианте в библиотеках еще нет, а в магазине они стоят дорого. Но у нас вы можете взять их совершенно бесплатно. Для этого необходимо прийти в библиотеку, зарегистрироваться и получить логин и пароль. А затем беспрепятственно наслаждаться чтением в онлайн режиме.
Жанна Райс,
главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
|