12 ноября 2024 г. |
|
Новости ЦБС19-10-2024
Библиосфера. Борис Мессерер «Жизнь переходит в память. Художник о художниках» 16+Тем, кто интересуется живописью, архитектурой, театром, музыкой, поэзией, литературой вообще, имя этого автора хорошо известно. Борис Асафович Мессерер (р. 1933) - живописец, график и сценограф, автор мемуарной книги "Промельк Беллы", академик Российской академии художеств, народный художник России, лауреат двух Государственных премий. Легендарная балетная семья Мессереров и Плисецких, работа с лучшими театральными режиссерами, двадцать персональных выставок и, конечно, дружеское окружение - художника недаром называли королем богемы. Главной же своей жизненной удачей он всегда считал возможность заниматься чистой живописью. Борис Мессерер – большой труженик и чрезвычайно ответственный человек.
Таковы и его друзья, с которым его связывали дружеские узы и профессиональные интересы. Многие из них, в том числе Юрий Красный, о котором автор пишет с большой теплотой, не лишены черт, присущих богеме. Красный неизменно окружал себя стихийным хаосом, который ярко описан Мессерером. Нельзя без улыбки читать о том, как Борис Асафович был поражён сходством ньюйоркской квартиры Юрия (попав в неё через много лет после эмиграции Красного) с его московской квартирой. Или вот автор описывает «стихийный беспорядок», который всегда царил в мастерской Савелия Ямщикова, когда в одной из комнат на полу возвышалась груда бытовых предметов, для коих не нашлось достойного места. Именно оттуда, «порывшись в тряпках», выуживал Савёлка (как звали Савелия Ямщикова друзья) заветную и тогда недосягаемую виски и приносил к столу. Такой вот штрих, являющийся одной из второстепенных характеристик той эпохи.
Что касается первостепенной, то сегодня всё чаще разными людьми высказывается мысль, что это ушедшее безвозвратно время, вопреки всем запретам и нелепостям хрущёвских и брежневских периодов, было более интеллектуальным, чем нынешнее. Мессереру удалось очень точно и понятно для непосвящённых сказать о балансе, который уравновешивает творческое озарение и тяжкий повседневный труд, в процессе которого и возникает азарт творчества. Об этом – в главе «Роман с офортом». Здесь рассказ о том, как Борис Асафович создавал технику, позволившую ему делать те офорты, о которых он мечтал, о поисках бумаги нужного размера, о придуманной им технологии. Одним словом – труд! Труд и ещё раз труд!
Книга многослойна: она о художниках (и не только), о творчестве и творческой одержимости, о поисках собственного стиля в работе, об учителях и о дружбе, о соперничестве поколений в искусстве, о притягательности многих уголков Москвы и Ленинграда-Петербурга, о тяготах жизненного пути и о тех радостях, которые даёт жизнь. Обо всём и обо всех написано просто и ясно, с большой любовью.
Есть глава «Ирина Александровна Антонова» – о директоре ГМИИ имени А.С. Пушкина. Автор много лет знал Ирину Александровну и сотрудничал с музеем (за 40 лет он оформил там 25 выставок!). «Своей долгой жизнью, – пишет он, – она как бы заслоняла всех нас, грешных, от Вечности, вселяла надежду». В главе об И.А. Антоновой не меньшее место уделено С.Т. Рихтеру. Автор пишет об организации «Декабрьских вечеров» – весьма необычного проекта по тем временам, когда эти вечера начали организовываться. Благодаря творческому содружеству Антоновой, Рихтера и Мессерера реализовывалась «заветная мечта лучших умов человечества: великие фантазёры и благородные идеалисты всех времён и народов думали о единении искусств – музыки, живописи, архитектуры и поэзии в одном пространстве. И эта идея была осуществлена в Музее изобразительных искусств имени Пушкина».
Издательство презентует книгу как творческую автобиографию Б.А. Мессерера. Так оно и есть! Когда прослеживаешь свой путь в жизни «через другого», отпадает необходимость психологического анализа: оценку даёшь не сам себе – её дают те, о ком ты пишешь. Поэтому так органично в повествование о друзьях-художниках вплетены впечатления Марии Чегодаевой о выставке Б. Мессерера в Третьяковской галерее, фрагмент выступления Эдуарда Кочергина при открытии в 2018 году выставки «Санкт-Петербург. Белые ночи. Пейзажи», слова Сергея Акимова, сказанные им на открытии выставки Б. Мессерера в Бахрушинском музее. Далеко не каждый умеет дружить, но Борис Мессерер в полной мере обладает этим даром. Дружба питала и питает его творчество. Дружба, поистине не имеющая границ, – в Москве, Петербурге, Нью-Йорке, Париже, Риме и Венеции, Сванетии, Поленове и в деревне Ферапонтово…
О друзьях – дружески, об учителях – с любовью; радостно становится, когда читаешь эти строки. Автор книги назвал её своими «непрофессиональными записями». И по прочтении её складывается впечатление, что Б. Мессерер не собирается продолжить свою литературную работу. Но по этому поводу хочется сказать: «Борис Асафович, продолжайте! Вы же сожалеете о том, что не написали о многих коллегах-художниках. Так напишите! Ждём!» Мессерер Б. Жизнь переходит в память. Художник о художниках / Борис Мессерер. – Москва : АСТ, 2023. – 254 с.
Дорогие читатели, в любой библиотеке МБУК «ЦБС г. Братска» есть уникальная возможность через электронную библиотеку «ЛитРес» получить новинки литературы, которых в бумажном варианте в библиотеках еще нет, а в магазине они стоят дорого. Но у нас вы можете взять их совершенно бесплатно. Для этого необходимо прийти в библиотеку, зарегистрироваться и получить логин и пароль. А затем беспрепятственно наслаждаться чтением в он-лайн режиме.
Жанна Райс,
главный библиограф
Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
|