06 декабря 2024 г. |
|
Новости ЦБС29-06-2024
Библиосфера Кирилл Рябов «Лихо» 16+Мастер короткой формы Кирилл Рябов порадовал своих поклонников новым сборником, уже одним своим названием – "Лихо" – не сулящим его героям ничего хорошего.
Проза Кирилла Рябова сочетает богемную маргинальность с питерским, тяготеющим к Хармсу, абсурдизмом и довольно черным юмором. Причем, Рябов не создает свой вариант Санкт-Петербурга, вроде пушкинского, достоевского или андрей-беловского. Город присутствует у Рябова не буквой, а духом, местом действия вообще может быть Дальний Восток. Итак, узнаваемой топонимики и художественной прозы, скрещенной с травелогом, здесь не будет, а будут две повести и рассказ, проникнутые духом абсурдизма, несколько даже дадаистского толка, удивительно органично сочетающегося с сегодняшними российскими реалиями.
Повесть "Лихо" – классический Рябов в самом хорошем смысле: вначале есть некое странное событие или допущение, а потом от него начинают расходиться концентрические круги весёлого безумия.
Начинается заглавная повесть как мем. К главному герою, учителю рисования по фамилии Выдрин, приходят сотрудники таинственного Управления "Ч" и забирают его лысого кота Диего – видимо, тот натворил что-то страшное. Герой, пусть вяловато, пытается разузнать о судьбе питомца и как-то помочь ему, что приводит к череде кафкианских встреч и диалогов с соседями, адвокатами и психотерапевтами. Кот, кстати, в финале вернётся – но это уже совсем другой кот. Мохнатый, чёрный, а зовут его теперь Казимиром. Видимо, свой путь героя он прошёл и вернулся, как полагается, не тем, кем был. Но изменился ли его хозяин?
Почти во всякой рецензии на книги Рябова говорится про кинематографичность его историй – но что поделать, если всё так и есть? Частая смена кадра. Хлёсткие диалоги – и при этом с умолчаниями, чтоб каждый мог прочитать в них что-то своё. Баланс динамичных и статичных сцен. Наконец, саундтрек. Интересно, что в первой половине повести он будто из западного интеллектуального блокбастера (Franz Ferdinand, The Cure, Blue October), а во второй – из отечественного авторского кино (Майя Кристалинская, старый немецкий марш, Шестая симфония Чайковского).
Дальше маховик абсурда будет раскручиваться, вовлекая в происходящее множество посторонних людей и заставляя несчастного Выдрина все сильнее мучиться от одиночества и неприкаянности. Кончает жизнь самоубийством его ученик, директор школы погибает в зубах медведя; психотерапевт присланный любовницей роковым для себя образом встречается в его квартире с натуральным сумасшедшим – братом бывшей жены. В круговерти этого идиотизма, Выдрин все думает о своем Диего, не оставляет попыток спасти его, бывшего, как оказалось, самым близким существом. И вот это "в ответе за тех, кого" обнуляет биением живого сердца нарочитый рябовский цинизм.
То же со второй повестью "Живодерня", где бывшему вратарю заштатного футбольного клуба, в результате травмы, да и по возрасту потерявшему работу, предлагают в службе занятости вакансию писателя. На этой работе от него нужно ни много, ни мало – написать роман. Все попытки объяснить, что к литературе герой ни отношения, ни склонности не имеет, разбиваются о железобетонную уверенности работодателей, дальше маразм крепчает. «Живодёрня» - инфернальная повесть, попытка осмысления писательского ремесла, тяжести выражения невыразимого. Тут дьявол, дьяволица, мелкие черти, человек, продавший душу и человек, который ещё пытается сопротивляться аду.
Рассказ, венчающий книгу «Маленький Г.». Новая заведующая в детском саду обнаруживает, что одного мальчика зовут Гитлер. Она думает, что с этим делать, старшая воспитательница предлагает разыграть Нюрнбергский процесс на манер утренника, а наказание – полчаса в углу для маленького Гитлера. Отвергнув такое заманчивое предложение, заведующая приглашает к себе родителей ребёнка. Они не находят никаких проблем в имени их чада, говорят, что назвали его в честь всемирно известного художника, приводят заведующую в ярость и недоумение. При всём этом в семье маленького Г. гармония, любовь и взаимопонимание, а у самой заведующей – проблемы в личной жизни, несмотря на обычное имя её ребёнка. Такой парадокс. Чем же все закончится? Разумеется, ничем.
В общем, тех, кто Рябова давно читает и любит, книга как минимум не разочарует. Вместе с тем, со сборника "Лихо" можно и начинать знакомство с творчеством петербургского писателя. Тем, кто с рябовскими текстами пока не знаком, он даст исчерпывающее представление о стиле, приёмах и темах автора.
Рябов К. В. Лихо / Кирилл Рябов. – Москва : Городец, 2023. – 264 с. – (Во весь голос).
Дорогие читатели, в любой библиотеке МБУК «ЦБС г. Братска» есть уникальная возможность через электронную библиотеку «ЛитРес» получить новинки литературы, которых в бумажном варианте в библиотеках еще нет, а в магазине они стоят дорого. Но у нас вы можете взять их совершенно бесплатно. Для этого необходимо прийти в библиотеку, зарегистрироваться и получить логин и пароль. А затем беспрепятственно наслаждаться чтением в онлайн режиме.
Жанна Райс,
главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
|