![]() |
|
Новости ЦБС01-06-2024
Библиосфера. Остап Стужев «Правила Мёрджа» 16+![]() «Правила Мерджа» – это бодрый приключенческий роман, но не в духе классиков жанра Стивенсона, Дюма и Грина, а скорее в шпионском стиле “Мёртвых львов” Мика Геррона. Сам автор относит свой роман к жанру нуара или, раз речь в книге в том числе идет про Латинскую Америку, La novela negra. Как рассказал сам автор во время встречи с читателями в “Московском доме книги на Арбате”, корни у этого жанра надо искать даже не у Стивенсона, а в Средние века.
В романе О. Стужева есть одно культурологическое обстоятельство, которое сразу заставляет читать его, что называется, запоем. Автор получает огромный кайф от самого процесса литературного письма и заражает этим читателей. Каждую из деталей он прописывает пристально, не боится в них утонуть, понимает: читателю будет интересно, что его знание о предметах, об их тайной сути и метафорическом значении бесценно.
Что же за мердж такой? Вы наверняка могли слышать термин M&A (mergers and acquisitions, с англ. «слияния и поглощения»). Это оно и есть.
В книге история охватывает несколько периодов. Корни ее уходят в советское прошлое, а сами события разворачиваются в 2010 году в разных регионах: в России, Европе, Латинской Америке.
Успешный бизнесмен Рома Чекарь, обязанный своей карьерой очень влиятельным людям, оказывается втянут в опасную авантюру. Найденные картины Пабло Пикассо и другие шедевры музея Прадо, утерянные много лет назад, становятся камнем преткновения между несколькими кланами влиятельнейших людей России. За закрытыми дверьми политических кулуаров, не без помощи шантажа, вымогательства и компроматов, решается дальнейшая судьба картин испанских художников. Но не все так просто. Оставив в России холдинг, терпящий незначительные проблемы с акциями, Роман отправляется на встречу к своей давней возлюбленной в Швейцарию, где незамедлительно становится участником криминальной схемы по приобретению шедевров. Книга, раскрывая неутешительные реалии политического закулисья России, шаг за шагом ведёт читателя от одного персонажа к другому, коих здесь предостаточно.
От СССР до сегодняшних дней мы видим, как сложилась судьба героев, благодаря чему или кому они добились власти и богатства, и как прошлое коррелирует с настоящим. Разврат, алчность и ложь это лишь верхушка айсберга. Каждый герои взаимосвязан друг с другом, каждое событие не случайно, акции холдинга, шедевры Прадо и интриги высокопоставленных чиновников оказываются неким клубком, который к концу книги предстоит разгадать любопытному читателю. Автор, с потрясающей иронией и зубодробительными аллюзиями к известнейшим криминальным романам, не только развеивает ореол таинственности над частной жизнью политической элиты, но и ловко управляет лихо закрученным сюжетом, не дающим оторваться от книги до самого конца.
При этом автор демонстрирует не только погружение в российскую современность, но и исторические познания. Так, он точно обрисовывает ситуацию гражданской войны в Испании и её последствия, прежде всего для людей. Вообще, это важная особенность творческого стиля О. Стужева: связывать судьбу героев, их характеры с происхождением, семьёй, жизнью стран, где они родились. Он анализирует, ищет закономерности, и это всегда занимательно.
Помимо политического триллера, роман также повествует и историю одной любви, непосредственно влияющей на сюжет. Довольно объемная книга с большим количеством персонажей и перипетий сюжета не даёт заскучать, благодаря очень оригинальному мастерству автора встраивать в общее повествование небольшие отступления о прошлом каждого героя. То есть путаницы в событиях и персонажах точно не будет – это плюс. К положительным моментам также относится сам слог книги – простой, но в то же время наполненный иронией, цитатами и метафорами. Все герои отлично раскрыты – от колких замечаний по поводу костюма (по которому читатель уже может делать определенные выводы), до образа жизни и поступков.
Но не только острым сюжетом привлекают «Правила Мерджа». Это сага о России, о её судьбе, о её людях. В каждой строке автор вглядывается в современников, не порицая их, а ища причины их ошибок и заблуждений в самом течении времени, в тех сложностях, что Россия приняла на себя после распада СССР, и в том воздухе надежды, который неистребим, пока в человеке есть любовь к детям, женщине, стране. Эта тема проходит сильными звучными контрапунктами. Это и любовь Кольцова к дочери, и любовь Наташи и Чекаря. Ей оппонирует нелюбовь между Наташей и её мужем, между другими. Холодный расчёт борется с чистотой чувств. Здесь местами роман доходит до библейского почти катарсиса. Симпатии автора и читателя совпадают.
Вообще, роман появился своевременно. Он своеобычен, он объёмен, его сюжет и захватывает, и открывает глаза на многие процессы. Такой разговор нужен. Эти думы о России прописаны сейчас как спасительный нектар. Богатая лексика, ритмическое чутьё выводят роман в разряд серьёзных русских текстов.
В итоге можно констатировать, что перед нами добротный, увлекательный политический остросюжетный роман, написанный отличным языком, исследующий с юмором Российский новый бомонд. Стужев, О. Правила Мёрджа / Остап Стужев – Москва : У Никитских ворот, 2022. – 416 с. Дорогие читатели, в любой библиотеке МБУК «ЦБС г. Братска» есть уникальная возможность через электронную библиотеку «ЛитРес» получить новинки литературы, которых в бумажном варианте в библиотеках еще нет, а в магазине они стоят дорого. Но у нас вы можете взять их совершенно бесплатно. Для этого необходимо прийти в библиотеку, зарегистрироваться и получить логин и пароль. А затем беспрепятственно наслаждаться чтением в он-лайн режиме. Жанна Райс,
главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных |