29 марта 2024 г. |
|
Читать модно27.02.2020
Книга-юбиляр – «Царь Борис» Алексея Тостого 12+В 2020 году исполняется 145 лет гениальному произведению Графа Алексея Константиновича Толстого – «Царь Борис», которое входит в драматическую трилогию "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Фёдор Иоаннович" и "Царь Борис".
Драматическую трилогию Алексея Толстого отличает строгое единство художественной композиции. Место действия пьес — Московская Русь, символическим центром которой является царский трон. Время действия — Смута. Огромное количество действующих лиц, каждое из которых добавляет свой штрих в великолепную и мрачную картину русской жизни. Все три пьесы связаны масштабным образом Бориса Годунова, историей непростого восхождения к вершинам власти этого незаурядного человека и его ужасного падения.
Присутствует и мистика, но в меру, а некоторые сцены просто хочется перечитывать и осмысливать. Потому как в историко-философском плане автор освещает трагедию власти, в религиозно-философском – указывает на несовпадении земной правды-справедливости и небесной правды-истины, в нравственно-философском – раскрывает тему «прямого» и «окольного» пути к устроению царства справедливости на земле.
Все намеченные драматургом в начале трилогии темы находят завершение в ее последней части. Заключительная часть трилогии - «Царь Борис» - посвящена царствованию Бориса Годунова. Начало трагедии — момент высочайшего торжества Бориса: цель достигнута, он венчается на царство. Отныне ничто не препятствует ему объединить лучшие черты двух предыдущих правлений и достичь гармонии целого: царить «праведно и мудро, на тишину Руси, как царь Феодор, на страх врагам, как грозный Иоанн».
Но Борис не в силах разорвать «с прошедшим связь»: тень убитого царевича Димитрия преследует его. Борис «с именем, со звуком спорить должен». Сбывается двусмысленное предсказание волхвов: «Он слаб, но он могуч... Сам и не сам... Безвинен перед всеми... Убит, но жив».
С темой невинной жертвы за грешный мир связывается тема исторического возмездия. Череда несчастий (появление Самозванца, отравление жениха дочери Христиана, недовольство бояр отменой Юрьева дня, брожение в народе и оживление разбойничества) — это расплата Бориса за прошлое, которое он не в силах ни отменить, ни искупить. По мнению Толстого, оправдать преступления высотой цели невозможно.
В этих сочинениях А. Толстой отступил от своего принципа «искусство для искусства» и проявил себя как своеобразный политический мыслитель.
Повествование об истоках русской Смуты, о власти, преступлении и наказании не теряет своей актуальности и сегодня, несмотря на то, что с тех событий прошло почти пятьсот лет. Трилогия Толстого, вызвавшая большой резонанс в России и имевшая небывалый успех на сцене русского театра, и по сей день остается одной из крупнейших вершин русской драматургии.
Наталья Сорокаумова |