18 апреля 2024 г. |
|
Читать модно17.11.2020
Библиосфера. Татьяна Гржибовская «Господин исполнитель» 16+Жанр «Господина исполнителя» Татьяны Гржибовской определён как роман-трагифарс. Действительно, мы имеем дело с крупной формой прозы. Вместе с тем в книге ярко выражены черты драматических произведений, а комическое и трагическое тесно переплетены.
В наше время замахнуться на крупную форму – стоический подвиг. Ведь роман – это не только объём текста, это ещё множество линий, разброс мест действия, диалектика персонажей. Всё это в романе Гржибовской есть.
Он устроен гармонично, как те произведения, которые упоминаются в нём. Он устроен напряжённо, как развивающаяся крупная музыкальная форма.
О чём он? Вы, наверное, уже догадались, что он о музыкантах. Он о тех невероятных коллизиях, которые происходят в жизни талантливых людей, об их битве со временем, с мировой энтропией. Писатель умеет в кратких словах определить решающие чёрточки эпохи: «Кто хочет слушать классику, у того денег нет, а у кого деньги есть, тот хочет балдеть и ни о чём не думать. Жизнь у нас такая, не до высоких материй».
Образ центрального персонажа произведения, Владислава Кречетова, преподносится автором несколько утрированно. Когда тонешь, хватаешься за соломинку. Пианист Кречетов, не знающий поражений, терпит провал на конкурсе Чайковского и готов свести счёты с жизнью. Но вдруг появляется друг детства и вовлекает пианиста в мир шоу-бизнеса, где правит золотой телец. Шоумен создаёт яркие, впечатляющие, но разрушающие сознание музыкальные композиции. Предавшего своё призвание пианиста преследует злой рок. Даже любовь всей жизни оказывается всего лишь блуждающим огнём. Попытки выкарабкаться порой трагичны, порой анекдотичны, но одинаково безуспешны.
Идёт последовательное описание того, как от его личности отслаиваются её важнейшие сегменты. Алкоголь и малодушие постепенно побеждают в нём всё остальное: от голливудского красавца, любимца концертных залов мало что остаётся. Эта тема, очень модная в шестидесятые-семидесятые (достаточно вспомнить «Серую мышь» Виля Липатова), потом несколько ушла из фокуса, уступив место показу пороков человека не как его страданий, а чуть ли не как добродетелей. Гржибовская возвращается к традиции гуманистического реализма и показывает мельчайшие детали человеческой катастрофы. Написано это мастерски, без излишнего нажима: «Просыпался в холодном поту, разбитый, часов около одиннадцати утра. Пытался прийти в себя, стоя под горячим душем, потом разводил кофе, курил сигарету. Наблюдал из окна, как спешат озабоченные пешеходы и лихачат автомобилисты».
Финальные страницы романа вселяют надежду: «Всё так же выводила чудные гармонии скрипка, мягкие клавесинные звуки синтезатора вторили ей, скрашивая одиночество». Но нежная мелодия сменяется композицией, действующей на публику так, будто «туда напустили «веселящего газа».
И всё же в борьбе истинного и буффонадного берёт верх истинное. Но эта победа гибельна для творца. Гржибовская Т. Господин исполнитель : роман-трагифарс / Татьяна Гржибовская. – Москва : «У Никитских ворот», 2020. – 408 с. – ( 101 прозаик ХХI века).
Книгу вы можете прочитать, воспользовавшись электронным ресурсом ЛитРес.
Жанр «Господина исполнителя» Татьяны Гржибовской определён как роман-трагифарс. Действительно, мы имеем дело с крупной формой прозы. Вместе с тем в книге ярко выражены черты драматических произведений, а комическое и трагическое тесно переплетены. В наше время замахнуться на крупную форму – стоический подвиг. Ведь роман – это не только объём текста, это ещё множество линий, разброс мест действия, диалектика персонажей. Всё это в романе Гржибовской есть. Он устроен гармонично, как те произведения, которые упоминаются в нём. Он устроен напряжённо, как развивающаяся крупная музыкальная форма. О чём он? Вы, наверное, уже догадались, что он о музыкантах. Он о тех невероятных коллизиях, которые происходят в жизни талантливых людей, об их битве со временем, с мировой энтропией. Писатель умеет в кратких словах определить решающие чёрточки эпохи: «Кто хочет слушать классику, у того денег нет, а у кого деньги есть, тот хочет балдеть и ни о чём не думать. Жизнь у нас такая, не до высоких материй». Образ центрального персонажа произведения, Владислава Кречетова, преподносится автором несколько утрированно. Когда тонешь, хватаешься за соломинку. Пианист Кречетов, не знающий поражений, терпит провал на конкурсе Чайковского и готов свести счёты с жизнью. Но вдруг появляется друг детства и вовлекает пианиста в мир шоу-бизнеса, где правит золотой телец. Шоумен создаёт яркие, впечатляющие, но разрушающие сознание музыкальные композиции. Предавшего своё призвание пианиста преследует злой рок. Даже любовь всей жизни оказывается всего лишь блуждающим огнём. Попытки выкарабкаться порой трагичны, порой анекдотичны, но одинаково безуспешны. Идёт последовательное описание того, как от его личности отслаиваются её важнейшие сегменты. Алкоголь и малодушие постепенно побеждают в нём всё остальное: от голливудского красавца, любимца концертных залов мало что остаётся. Эта тема, очень модная в шестидесятые-семидесятые (достаточно вспомнить «Серую мышь» Виля Липатова), потом несколько ушла из фокуса, уступив место показу пороков человека не как его страданий, а чуть ли не как добродетелей. Гржибовская возвращается к традиции гуманистического реализма и показывает мельчайшие детали человеческой катастрофы. Написано это мастерски, без излишнего нажима: «Просыпался в холодном поту, разбитый, часов около одиннадцати утра. Пытался прийти в себя, стоя под горячим душем, потом разводил кофе, курил сигарету. Наблюдал из окна, как спешат озабоченные пешеходы и лихачат автомобилисты». Финальные страницы романа вселяют надежду: «Всё так же выводила чудные гармонии скрипка, мягкие клавесинные звуки синтезатора вторили ей, скрашивая одиночество». Но нежная мелодия сменяется композицией, действующей на публику так, будто «туда напустили «веселящего газа». И всё же в борьбе истинного и буффонадного берёт верх истинное. Но эта победа гибельна для творца. Гржибовская Т. Господин исполнитель : роман-трагифарс / Татьяна Гржибовская. – Москва : «У Никитских ворот», 2020. – 408 с. – ( 101 прозаик ХХI века). Книгу вы можете прочитать, воспользовавшись электронным ресурсом ЛитРес. Райс Ж.В., главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
(по материалам периодических изданий и источников открытого доступа)
|