24 января 2021 г. |
|
Читать модно24.08.2020
Библиосфера. Ольга Погодина-Кузмина «Уран» 16+![]() Вынесенное в заглавие книги Ольги Погодиной-Кузминой слово «уран» в романе осмысляется двояко – одновременно и метафорически, и сугубо прагматически. Действие романа локализовано на излете самой «уранической» — то есть склонной к пожиранию собственных детей — эпохи в отечественной истории: большая часть событий в нем происходят весной и ранним летом 1953 года, незадолго до и сразу после смерти Сталина. Однако уран присутствует в тексте и вполне материально: жизнь всех героев так или иначе сконцентрирована вокруг секретного комбината по обогащению урана, расположенного в Эстонии, в закрытом поселке Силламяэ.
Погодина-Кузмина признаётся, что её интересует «формирование послевоенной идеологии и быта советской страны», свой труд она сравнивает с работой археолога, который очищает «образ того времени от сегодняшних стереотипов и клише». Что ей вполне удалось. По крайней мере, роман получился вовсе не одномерным и не идеологизированным. Что является общей проблемой современных литераторов, которые, не в силах справиться с материалом и осмыслить его, начинают проповедовать, изрекать давно известные истины и насаждать свою точку зрения. «Уран» – не агитка, не лубок в советском стиле, в нём в полной мере представлены артефакты того времени, его настоящие и противоречивые голоса.
Падение советской страны в какой-то мере началось именно со смерти вождя всех народов, дальше пошли усобицы «наследников». Многое что пошло, вплоть до танковых залпов, которые прогремели в Москве через сорок лет, отмечая своеобразные сороковины и окончательно перечёркивая советский путь. Ведь недаром даже перестройка невидимой пуповиной была связана с той эпохой, пусть через проклятия, пусть через концентрацию всего плохого, но она была не новым разломом, а лишь продолжением того гигантского сдвига, который произошёл в пятидесятые.
В «Уране» нет одного главного героя — автор переключает фокус между десятком персонажей, как опытный режиссер — между десятком камер, с разных точек нацеленных на один и тот же объект. Молодой инженер Алексей Воронцов работает на износ, не щадя себя, а в душе баюкает какую-то темную тайну. Юный зэк из воров Ленечка Май, красавчик и любимец местного пахана, оказывается втянут в великую войну на зоне: умеренные «красные» воры, пошедшие на сделку с государством, здесь сошлись в смертельном противоборстве с ворами «черными», непримиримыми хранителями криминального «закона». Всесильный директор комбината Арсений Гаков разрывается между страхом (присягнуть на верность Берии или выждать, рискуя в случае его возвышения впасть в немилость?) и надеждой на перемены, между тягостным чувством собственного несовершенства и искренней верой в возможность идеала. Разведенная мать двоих детей, уборщица Таисия Котемкина томится неловкой и неуместной влюбленностью в Воронцова. Пятнадцатилетняя Эльза Сепп всей душой сочувствует тайной борьбе старших братьев против советской власти, но на свою беду влюбляется в молодого и пылкого московского комсомольца Павлика, племянника директора комбината. И все эти истории завихряются, закольцовываются вокруг цепочки убийств и предполагаемой диверсии, обрастают едва ли не оккультной жутью.
Выстраивая шпионскую интригу, Ольга Погодина-Кузмина вполне очевидно ориентируется на советские образцы жанра: при некотором желании в «Уране» можно различить влияние Льва Овалова (создателя легендарного майора Пронина), Юлиана Семенова и даже Владимира Богомолова с его «Моментом истины». Однако влияние это поверхностное. Автор явно не стремится напугать читателя еще одной версией «социалистического ада», да и вообще фиксирует реалии начала 1950-х годов не без сочувствия. Холод, неустроенность, нищета, страх, вранье, мрак войны и репрессий за спиной, неизвестность впереди — мир «Урана» никак не спутаешь со светлым, надежным миром советского шпионского романа. Более того, разоблаченный злодей в конце концов оказывается плотью от плоти советской системы — ее закономерным (и чудовищным) порождением.
Куда больше сходства роман Ольги Погодиной-Кузминой демонстрирует, скажем, со сравнительно недавним «Дознавателем» Маргариты Хемлин. Так же, как и у Хемлин, любовно и точно прописанный советский сеттинг в «Уране» важен, но не самоценен, а внутренняя динамика повествования обеспечивается за счет детективной интриги.
И тем не менее, «Уран» - важное событие для современной русской прозы. Готовность говорить о советском периоде с пониманием, но без надрыва и навязчивых политических аллюзий, в совокупности с желанием сделать читателю не только страшно, больно или неуютно, но еще и интересно – ровно то, чего не хватает подавляющему большинству современных русских авторов. Ольга Погодина-Кузмина в полной мере демонстрирует в своем романе и то, и другое.
Роман основан на воспоминаниях жителей закрытого города Силламяэ, документальных материалах, донесениях из недавно рассекреченных архивов ЦРУ. В тексте приводятся оригиналы некоторых документов.
Погодина-Кузмина, О. Уран / Ольга Погодина-Кузмина. – Москва : Флюид ФриФлай, 2019. – 384 с. – (Книжная полка Вадима Левенталя).
Книгу вы можете прочитать, воспользовавшись электронным ресурсом ЛитРес.
Жанна Райс, главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
|