19 января 2025 г. |
|
Новости ЦБС11-12-2024
Минутка грамотности. Род и семья в русской языковой традиции 12+
Русская хлеб-соль платежом красна
«Хлеб да соль», - исстари говорилось при входе в русский дом. Символ «хлеб-соль» хранит память об исконных представлениях русского народа о достатке и благополучии.
Хлеб для русских не просто выпечка из муки, как сегодня принято считать, полагая хлеб одним из рядовых и «не самых полезных» продуктов питания. Нет, хлеб – это священный вид пищи, знак достатка и изобилия. Другие именования нашей пищи – хлебово, похлебка, да и глагол хлебать – свидетельствуют о том, что именно хлебом был жив человек на Руси и хлебная пища составляла главное его кушанье. Русское присловье молвит: «Покуда есть хлеб да вода, всё не беда».
Обратите внимание на нашу народную традицию – всё есть с хлебом. Мамы и бабушки с детства приучали: «Бери хлеб!», «Ешь с хлебом!». Видимо, с древних пор мы ели главную русскую пищу – хлеб, а всем остальным, что Бог посылал труженику-земледельцу, хлеб закусывали. Русские видели в хлебе дар Божий, но давался он лишь усердным трудом до седьмого пота.
Хлеб в старину почитался оберегом, его клали в колыбель младенцу, брали с собой в дальний путь, чтобы охранял от напастей, обходили с хлебом загоревшийся дом. Хлеб брали с собой на сватовство, хлебом-солью встречали молодых из церкви, хлеб оставляли на могилах.
Хлебная основа – пшеничная, ржаная, овсяная, просяная – у всех главных русских блюд. Каша – матушка наша, ритуально подносилась при окончании жатвы, на крестинах и свадьбах, поминальную кашу до сих пор знают, она называется кутья. Но она же, бессмертная русская каша, была ежедневным любимым кушаньем русских. «Щи да каша – кормилицы наши». Квас тоже имел хлебную основу и такое же значение оберега, как и сам хлеб: «Хлеб да квас – так и всё у нас». Ритуальный древний смысл имел и другой хлебный напиток – кисель. Традиционный русский кисель – это заваренная кипятком мука, подслащенная и оставленная сбраживаться в тепле, самыми вкусными признавались овсяные кисели: «киселём брюха не испортишь».
Русская пища была не тяжёлой для желудка, она по преимуществу растительная, жидкая, кислая, квашеная. Наша русская неприхотливость выражена в поговорке: «Ельник, березник – чем не дрова? Хрен да капуста – чем не еда?»… А ещё в русской жизни издревле существуют длительные посты, когда молочная и мясная пища вообще запрещена: «С поста не мрут, а с обжорства мрут». И посты, и исконный аскетизм русского пропитания сформировали наш характер – привычку терпеть, ради Бога и иных высших целей переносить лишения: «С голоду брюхо не лопнет, только сморщится».
На первый взгляд, русская пища действительно не тяжелая, но на диво другим народам, ею насыщался земледелец при тяжелейших не в пример кочевникам физическим нагрузкам. Мы едим хлеб тысячелетиями и выживаем как раз благодаря ему. А потому по сей день: «Не будет хлеба, не будет и обеда». И до сих пор наша праздничная еда – родные пироги – с капустой, с картошкой, с яйцами и луком, с рыбой или мясом. Без пирогов и блинов русский дом не русский, да и не дом вовсе: «Без блина не Маслена, без пирога не именинник».
Взглянем на блины, как на солнце, образом которого они являются в русской традиции. Только славяне пекли блины, или, как исконно звучало это слово, - млины, произошедшие от слова молоть. Они утешали наши животы в языческие времена на праздниках Масленицы, ими провожали русичи усопших в последний путь. А в христианскую эпоху блинами мы поминаем предков в Радоницу и с блинами просим у них прощения в Прощённое воскресенье. (По материалам Интернета и периодических изданий)
Жанна Райс,
главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
|