Анна Ревякина пришла в русскую литературу в самом начале 2010-х годов: в 2011 году вышла книжка «Сердце», вскоре донбасские события породили целый пласт совершенно новых текстов, вершиной которого стала большая поэма «Шахтёрская дочь».
Последнее время всё чаще в сообществах, имеющих отношение к стихосложению, всплывает термин «геопоэзия» или «геопоэтика». Что же это такое? «Геопоэтика – междисциплинарное понятие, универсальный культурологический, литературоведческий, философский термин, обозначающий формы интеллектуального и эстетического освоения географических территорий, ландшафтов, работу с их образами и мифами, различные географические и пространственные аспекты художественных, научных и nonfiction произведений, взаимовлияния мира географии и мира литературы (и, шире, искусства)...» Таким образом, геопоэзию можно рассматривать как частный случай геопоэтики, привязанный непосредственно к созданию стихотворных произведений. Хотя понятие «терра-» кажется более точным, поскольку захватывает не только геологию некой местности, но и всё, что движется и не движется по ней. Например, Terra Nova – Новая земля, недавно открытая человеком Старого Света. Или, terra incognita – «земля неизведанная»... Именно о такой земле неизведанной идёт речь в новом сборнике Анны Ревякиной «Донецк – Москва», ставшем событием в литературной жизни России. В ней своеобразный маршрут поэтической судьбы, в котором отразилась и жизнь на войне, и попытка освоиться в мало что замечающей столице большой империи — родной, но не всегда приветливой.
Что такое Донецк для большинства москвичей? Далёкий южный провинциальный город, который до февраля 2022 года не каждый мог показать на карте. А какой он? Да кто его знает? Кто живёт там? Да сплошные шахтёры, измазанные в угольной пыли, с тяжёлыми кулаками и суровыми взглядами. Отчасти так и есть, но лишь отчасти... Поэтому Анна Ревякина приглашает читателя: «Наши степи гуманитарные, наши улицы вне закона. Выходи, поиграем в Нарнию, выходи, поиграем в зону».
Первая часть книги предсказуемо называется «Донецк». Однако это не история города, погружённого в военные действия (хотя и не без этого). Это попытка поэтическими средствами прирастить к огромному культурному русскому пространству – новый лоскуток. Анна ведёт читателя по улицам и площадям terra incognita – Донецка, русского города, непокорного и гордого. Анне не в чем упрекнуть город, в котором она родилась и выросла, в котором оформился поэтический дар. А она, в свою очередь, вливает во всеобщий дух города свои стихи, которые, если написаны от чистого сердца, работают как оберег или молитва. «Сама не знаю, как я их пишу, как будто и дышу, и не дышу. И буквы, превращаясь в отпечатки, канючат их под утро отпечатать, предать огласке, высвободить пядь, как будто словом можно повлиять. Но точно можно обозначить время, суровость быта, свист в печной трубе».
Обратите внимание, как усложняется поэтика: это уже не просто эстрадная манера писания и чтения, а что-то посерьёзнее, с заточенностью на звукопись, на игру слов и при этом – на акцентуализацию самых важных слов: «Мне бы малость твоей чудесности» - это же не столько про прекрасный образ милого друга, лёгкие характер или какие-то подобные сахарные сопли; сколько – в контексте военного времени – про дар Господень. Тут иначе воспринимается и игра в крестики-нолики, где крестик – убитый, нолик – спасшийся. И играть не хочется в это совершенно, потому что на кону человеческие жизни. Отсюда и следующий пассаж, немного девический и легкомысленный, но сходу переосмысляющийся: «Мне с тобою играть бы в крестики, нет, не в крестики, лучше — в нолики». Почему всё так быстро переосмысляется? Потому что в суровые военные будни заходишь одним человеком, а выходишь – другим. Стихотворение во многом – про это.
Жизненный опыт подсказывает, что Москва – тоже terra incognita для тех, кто не пожил в ней, не влюбился в неё. И Анна постигает Москву, как и пристало поэту – через ощущения, через эмоции, через попытки понять этот огромный город, проникнуться его духом, постичь его глубину. Именно постижению Москвы посвящена вторая часть поэтического сборника.
Исследование мегаполиса происходит посредством поэзии. У поэтов есть дар подмечать мелочи, штрихи, которые людям, не слагающим стихи, кажутся незначительными или попросту лишними. Но поэт ловит их. В особенности Анна Ревякина, обладающая потрясающим чутьём места и времени, где можно обнаружить нечто присущее только этому месту и времени: «Улицы-улочки – стёкла муранские, дождь поливает, мокро и радостно, нам под зонтом добежать бы до станции, словно под парусом». Но Анна не просто бродит, она ведёт с собой читателя, показывая картинки потаённой Москвы: «Московские переулки и подворотни – они в моей памяти, их никто у меня не отнял. Пустые глазницы бронзовых и великих, стыки столетий, чугунных заборов пики».
А потом Анна возвращается в Донецк: «Самолёты летают низко, самолёты летают близко, как всегда, не хочется улетать». Так соединяются две terra incognita. Одна в почтенном возрасте, пахнущая бабушкиным сундуком с нарядами позапрошлого века, корицей и сдобой. Вторая юна и напориста, её запах – креозот, раскалённый металл и пороховые газы. Пока что для многих они неизвестны. Но благодаря поэзии приоткрываются завесы тайн.
Являясь самым ярким представителем донецкой поэзии, Анна Ревякина в своём новом сборнике неожиданно предстаёт поэтессой Москвы, тонко чувствующей этот сравнительно новый для неё город. Мы уже привыкли, что её донецкие стихи – поэзия самого высокого толка. Но, похоже, что мы присутствуем при рождении новой звезды московской поэзии. Некоторые строки из нового сборника Анны Ревякиной, без сомнения, войдут в сокровищницу стихов о Москве. Большая донецкая поэзия, наконец, соединяется с большой московской поэзией – и это правильно и закономерно. Читатель, взявший в руки сборник «Донецк – Москва», не отпустит его, пока не перевернёт последнюю страницу, потому что поэзия – это своего рода магия, магия terra incognitа.
Ревякина А. Донецк – Москва : книга стихотворений / Анна Ревякина.. – Москва : СТиХИ, 2023. – 56 с. – (Сингл).
Жанна Райс,
главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных