2016-й год официально объявлен в нашей стране Годом российского кино. Указ об этом подписал президент Российской Федерации Владимир Путин в октябре 2015 года.
Рождение кинематографа можно назвать началом прекрасной эпохи. И хоть «важнейшему из искусств» чуть более ста лет, а сколько открытий, новых имен, гениальных потрясений… Совсем недавно блистали на экране Вера Холодная и Иван Мозжухин, и казалось невозможным объединить в кино и картинку и звук, а сегодня мы, надев 3Д очки с ужасом замираем, глядя на звездные войны… Еще казалось бы вчера мы плакали вместе с Татьяной Самойловой, глядя вслед улетающим журавлям, смеялись над неунывающими самогонщиками, с замиранием сердца переживали за полковника Исаева…
Это было совсем недавно, и как это было давно…
Сегодня Вашему вниманию будут представлены книги о великих актерах прошлого столетия, которых уже нет среди нас. Но их искусство и талант будут радовать еще очень долго. Рина Зеленая, Савелий Крамаров, Андрей Миронов, Фаина Раневская… Мы помним их, как актеров так называемого «легкого жанра»… а хотели бы они, чтобы их так называли?
Знаете ли вы, что Фаина Георгиевна ненавидела эту "крылатую фразу" "Муля, не нервируй меня!", сделавшую ее знаменитой. Она уничижительно отзывалась о своих киноролях: «Снова клоунесса, а неВасса Железнова». Под личиной "Мули", вечной пересмешницы и матершинницы, скрывалась творческая трагедия гениальной актрисы, так и не научившейся ценить свой комедийный дар?..
Андрей Миронов хотел открыть в себе новые возможности, чувствовал, что его творческий потенциал не используется во всю силу. Театр в этом плане ему давал больше, чем кинематограф. Но он мечтал сняться в серьезных фильмах, например, у Андрея Тарковского. Позднее он признавался: «Мне очень горько и трудно смириться с мыслью, что для зрителей, я это знаю, высшее мое достижение в кино – это фильм «Бриллиантовая рука».
Блистательный комик Савелий Крамаров всегда мечтал о Гамлете и других серьезных ролях...
Рина Зелёная осталась недооценённой как актриса кино, она сама сокрушалась об этом, расстраивалась, переживала, что ей не дают пусть не главные, но хоть первые роли, оставляя ее в эпизодах.
Рина Зелёная. Многие запомнили её раз и навсегда в далёком детстве, увидев 300-летнюю и очень-очень добрую черепаху Тортилу в сказке "Приключения Буратино" с незабываемой песенкой: "Ах, была, как Буратино я когда-то молода."
А вот теперь появилась и возможность почитать её воспоминания. Она родилась в 1901 году, ещё в Российской империи, а умерла в 1991 году, поэтому её воспоминания заканчиваются на этом периоде. Она очень сожалела, что не сможет попасть в 21 век:
"Вообще неприятно жить в конце века. Когда едешь на дачу к друзьям в пригородном поезде и сидящие рядом мальчишки разговаривают о своем, перебивая друг друга.... я не только не могу понять, ухватить мысль, а некоторые слова даже выговорить-то не сумею. Тогда мне хочется закричать: «Подождите! Возьмите меня с собою!» – и вскочить на площадку последнего вагона поезда, уходящего с ними в ХХI век."
Зеленая, Р. В. Разрозненные страницы / Р. В. Зеленая. – М. : СТД, 1987. – 254 с.
Книга воспоминаний замечательной актрисы не случайно названа "Разрозненные страницы". Описываемые события не следуют в хронологическом порядке, не прикреплены к определенным датам. Они возникают по зову памяти или по причинам чисто эмоциональным, когда автору хочется именно здесь, сейчас вспомнить нечто, оставившее прочный след в душе его.
Рина Зеленая уникальный и прирожденный литератор. Описание пейзажей, лирические отступления, колкие высказывания – читаются одинаково интересно. А еще огромный оптимизм и неподдельное удивление и восхищение всем, что наполняет нашу жизнь. В ней осталась наивная непосредственная детскость.
Рина Зелёная всегда очень несерьёзно относилась к своим наградам. «Уж если меня и наградят, так непременно за 40 минут до смерти», — смеялась она. Так и получилось. 1 апреля 1991 года Президент СССР издал указ о присвоении Рине Зелёной звания народной артистки СССР, но в тот же день, несколько часов спустя Рина Васильевна скончалась от злокачественной опухоли. Ходу этим документам не дали.
Герой следующий книги тоже не получил звания «народного артиста». «Не накопил на народного», говорил он сам. Каким был Савелий Крамаров вне экрана и вне своего образа-маски? В первую же секунду его появления на экране в зале раздавался гомерический хохот. Но он дарил непросто смех, (смех ведь тоже бывает разным) а заряжал положительной энергией, хорошим настроением, оптимизмом. А если принять во внимание его далеко не счастливое детство и другие жизненные трудности, то вдвойне проникаешься уважением к этому актеру. Ведь не зря говорят, что смех – обратная сторона трагедии.
Савелия Крамарова у нас не просто любили. Обожали. Любимец публики, замечательный комик. Трудно представить, что этакий дурашливый простофиля, смотрящий на нас с экрана, в жизни оказывается глубоко верующим человеком, не принимающим ни капли алкоголя и до маниакальности следящим за своим здоровьем.
На родине его охотно утверждали на роли, пока он не стал всенародным любимцем. Тогда завистники решили, что своими ролями он оглупляет образ советского человека и вообще в советском кино не место артисту с такой вздорной внешностью. Крамарову пришлось эмигрировать в Америку.
Стронгин, В. Л. Савелий Крамаров. Судьба странника / В.Л. Стронгин. – М. : Центрполиграф, 2003. – 364 с.
Это первая книга о Савелии Крамарове, совершившем необычайное странствие от парня из нашего двора, сына врага народа до популярнейшего артиста кино, снявшегося только на родине в более чем сорока фильмах.
Автор книги Варлен Стронгин, как мне кажется, написал книгу более художественную, чем документальную. В книге описаны такие детали из жизни известного артиста, порой совсем личные, что невольно возникает ощущение будто автор всю свою жизнь находился рядом с Савелием Крамаровым. Но к концу книги Стронгин сам опровергает это, говоря о том, что познакомился с артистом уже в зрелом возрасте. А когда Крамаров уехал из СССР, то связь между ними и вовсе почти прервалась...
Но это ни в коей мере не мешаюет прочувствовать текст, окунуться в мир, отображённый автором. Я читала эту книгу с удовольствием, и не потому что мне нравится Крамаров (хотя и это тоже), а потому что в ней есть какая-то особая теплота. Мне кажется, именно такие книги как эту стоит читать, укутавшись в плед и слушая шум дождя за окном... Автор, безусловно, симпатизирует герою книги. И это тоже важно: написать о своём герое душевно.
Савелий Крамаров эмигрировал в Америку, состоявшись как артист, имея огромную популярность в своей стране. Прямой противоположностью здесь становится судьба героины следующей книги. Вся семья Фаины Раневской перед революцией эмигрировала в Прагу, а Фаина Георгиевна, бредившая театром, осталась, не имея никакой поддержки
Раневская, Ф. Жизнь, рассказанная ею самой / Фаина Раневская. – М. : Яуза-пресс, 2014. – 224 с.
Эта книга – не мемуары, не собрание общеизвестных шуток и "хохм" – с этих страниц звучит голос совсем другой, настоящей, трагической Раневской, чьи едкие остроты всегда были СМЕХОМ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ. «Мой отец был бедный нефтепромышленник..." – считалось, что от мемуаров Фаины Раневской уцелела лишь эта анекдотическая фраза: все остальные записи она сожгла, вернув издательству аванс, а ее легендарные остроты и афоризмы известны в основном по пересказам. Но прав был булгаковский Воланд: рукописи не горят, и эта книга – уникальная возможность услышать живой голос великой актрисы, которая лишь наедине с собой могла сбросить привычную маску и говорить предельно откровенно, не на публику, "от первого лица"...
«Зачем пишу? Ведь все равно никому не покажу, никому. Разве можно писать воспоминания? Нельзя, это нескромно, глупо. Хвалить себя – некрасиво, ругать уже надоело. Но я пишу…
В этом есть своя прелесть. Вспоминаю жизнь и начинаю понимать, что она:
а) Прожита не так уж глупо…
б) Слишком коротка…
в) Была полна встреч с совершенно замечательными людьми…
г) Так ничему меня и не научила, потому что невозможно научиться, живя. Либо жить, либо учиться. Я выбрала первое, на второе просто не оставалось времени. И желания.
Вот на «г» и остановимся, потому что «г» самая моя буква.
Ну и конечно, составляя этот обзор, я не могла не сказать еще об одном гениальном артисте
Андрей Миронов... Кумир миллионов...
Актер милостью Божьей...
Он играл всегда: на сцене своего родного Театра сатиры, на съемочных площадках кинофильмов, исполняя свои песни, он не переставал играть и в жизни, которой ему было отпущено до обидного мало лет. Миронов и умер на сцене, играя Фигаро в бессмертной комедии Бомарше.
Он прожил слишком много человеческих жизней, не особо заботясь о своей собственной... Миронов был из тех великих русских актеров, для кого талант и профессионализм были настолько слиты воедино, что не чувствовалось фальши ни в одной из сыгранных им ролей.
Андрей Миронов / А.А. Миронов ; авт. – сост. Б. М. Поюровский. – М. : Искусство, 1991. – 382 с.
Удивительно содержательная и потрясающе оформленная книга с огромным количеством редких фотографий. Книга о легендарном артисте, гении отечественного кино и театра – Андрее Миронове.
Григорий Горин, Лариса Голубкина, Вера Васильева, Марк Захаров, Лев Дуров, Юрий Никулин, Эльдар Рязанов – и это далеко не все, кто вспоминал на страницах этой книги Андрея Миронова. Книга была издана вскоре после ухода артиста и многие сознаются, что не могли писать о нем в прошедшем времени.
Андрея Миронова давно нет. Ушли многие из тех, кто его знал, видел на сцене, кто с ним дружил и враждовал, кто стоял с ним в одних очередях, да и просто жил на соседней улице. Тем ценнее сейчас эта книга. Ведь она не просто сборник воспоминаний. Она – документ времени, которое кто-то, может быть, назовет прекрасным, кто-то ощутит совсем иначе, но, без сомнения, все сойдутся в одном: это была во многом его, Андрея Миронова, эпоха.
Не хочу я об этом писать, не хочу!
Не умею я к мертвым друзьям привыкать.
Словно в черную дверь кулаками стучу,
Словно собственный крик не могу отыскать.
Ах, каким был живым он, каким молодым!
Как легко снизошел он со сцены в молву.
Так ушел, будто славы мерцающий дым
Тихо обнял его и унес в синеву.
Ах, как он улыбался! "Все надо уметь!"
Ах, как он улыбался! И ужас берет,
Что на эту, такую нежданную смерть
Продавались билеты за месяц вперед.
Не про то я, что сцена отныне пуста.
Не про то я сегодня, совсем не про то.
Но в театре и в жизни зияют места -
Их уже не займет никогда и никто...
Их любили миллионы зрителей. Фильмы с их участием пользовались популярностью. Они были поистине народными артистами, и этого звания не мог лишить их никто. Они ушли из жизни, но никогда не уйдут из нашей памяти. Наши замечательные артисты...
Судьба актерская печальная
В слезах и блестках.
Ловлю, ловлю такси случайное
На перекрестках.
Обмотан город в бинт афиш
Их треплет ветер
Провинциальный мой Париж
Уж полон сплетен.
Звонок последний прозвучал уже -
Пора на сцену.
Я как костюм чужую жизнь себе
Сейчас надену.
И сотни раз я проклинал
Судьбы моменты.
Но заслужил, о чем мечтал -
Аплодисменты.