28 мая 2022 г. |
|
Новости ЦБС01-01-2022
Библиосфера. Александр Пелевин «Покров-17» 16+![]() Четвёртая книга молодого петербургского писателя Александра Пелевина «Покров-17», вышедшая осенью 2020 года в издательстве «Городец», сразу привлекла внимание критиков. Чем же примечательна эта книга Александра «НеВиктора» и какое место она занимает в современной литературе.
В «Покрове-17» писатель продолжает линию мистического реализма, начатую им ещё с первой книги – «Здесь живу только я». В каждой из четырёх книг часть действия происходит в раннем СССР. В «Здесь живу только я» – ленинские двадцатые переплетаются с реальностью 2014 года, в «Калиновой яме» действие полностью разворачивается в последние предвоенные дни 1941 года, в «Четверых» одна из трёх сюжетных линий фигурирует в тридцатых годах, и вот в «Покрове-17» описаны помимо прочего военные будни обречённого отряда красноармейцев. Кстати, здесь же видна и ещё одна общая черта книг Александра Пелевина: хронофрагментарность (за исключением «Калиновой ямы», где время развивается то по кругу, то линейно).
И вот «Покров-17». На первый взгляд он напоминает «Четверых»: острый, лихо закрученный сюжет, элементы фантастики, несколько сюжетных линий в двух разных временных периодах. Осенью 1993 года пятидесятидвухлетний журналист и писатель Андрей Тихонов, автор романа о Великой Отечественной войне и обозреватель модного московского издания, оказывается в закрытом городе Покров-17, где происходят странные вещи. Ему предстоит написать статью о том, что же в городе происходит, чем вызвана такая секретность, которая не была развеяна и с распадом Союза. Тихонов приходит в чувство в собственных «жигулях» и обнаруживает на соседнем сиденье труп майора милиции с финским ножом в груди, а воспоминания о событиях последних суток словно намеренно стерты из его памяти. В это же время мальчик Саша в Ленинграде смотрит по телевизору политические новости. А в декабре 1941 года отряд красноармейцев принимает неравный бой тут же, в Калужской области, где позже возникнет Покров-17. Впрочем, это выдуманные красноармейцы, герои книги Андрея Тихонова «На калужский большак». Или не всё так просто?
Пелевин умело балансирует на грани жанровой прозы: не зря российское сообщество фантастов признало его своим. Если мыслить рубановским определением, то «Покров-17», бесспорно, жанровая проза: как только читатель успевает выстроить в голове приблизительную картину мира, новый сюжетный поворот вносит в неё существенные изменения. Так в этой нестабильности мы и едем до самого финала; она и создаёт то напряжение, благодаря которому критики и читатели отмечают, что от книги сложно оторваться до самого конца.
Говоря о сюжетной линии 1941 года, нельзя не отметить, что это прекрасный образец «лейтенантской прозы» военных будней. Автор почти не присутствует в этом тексте, используя для описания минималистичный стиль, присущий советским военным классикам; можно легко представить, что его писал не молодой человек 1988 года рождения, а фронтовой ветеран, и вышел он не в России 2020 года, а где-нибудь в сборнике шестидесятых годов. Зато в 1993 год автор «вписан» по полной: шутками, языком, отсылками. Отсылок, как водится у Пелевина, много: в тексте есть и Эдуард Лимонов, умерший в год выхода романа, и Сергей Курёхин, и сериал «Внутри Лапенко», и даже немного «Чернобыль».
Читатель получит ответы на все свои главные вопросы, а слово «кошмар», первым возникающее в голове по ходу чтения «Покрова-17», окажется неслучайным: в финале вся огромная страна словно бы просыпается от дурного сна (его элементом, по мнению Александра Пелевина, является, помимо прочего, победа Ельцина в октябре 1993-го) и, замерев ненадолго в точке исторической неопределенности, устремляется по новому — очевидно, куда более светлому и верному — пути. События же в Покрове-17 играют роль трансцендентального будильника, который Пелевин, убежденный сторонник левых взглядов, может, понятное дело, только приветствовать.
Концовка связывает все три линии в одну – не идеально, но прочнее, чем в «Четверых». Возможно, дело в том, что в предыдущих книгах Александра Пелевина развязки продиктованы в большей степени игрой ума, некой абстракцией; это придаёт им завораживающую оригинальность. «Покров-17» же в большей мере про чувства, про детство, про обрывочные воспоминания о блестящей и страшной эпохе почти тридцатилетней давности; потому развязка – хоть и фантастическая – не взрывает мозг, а укладывает все сюжетные линии на место. И сердце успокаивается.
Однако главное достоинство «Покрова-17» все же состоит в том, что в первую очередь это хорошо придуманная и умело выстроенная книга, читать которую захватывающе интересно с самого начала и до самого конца. Играть цитатами и громоздить метафоры способны сегодня многие (едва ли не все), а вот умение рассказывать увлекательные истории в современной русской прозе встречается трагически редко — тем радостней видеть молодого автора, обладающего этим навыком в полной мере.
Пелевин А. Покров-17 / Александр Пелевин. – Москва : Городец. – 2021. – 304 с. – (Книжная полка Вадима Левенталя).
Книгу вы можете прочитать, воспользовавшись электронным ресурсом ЛитРес. Райс Ж.В., главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
(по материалам периодических изданий и источников открытого доступа) |