24 января 2021 г. |
|
Новости ЦБС30-12-2020
Библиосфера. Наталья Иванова «Литературный парк с фигурами и беседкой» 16+![]() Новый сборник известного критика, теоретика и историка литературы Натальи Ивановой проводит читателя по изменчивому литературному пейзажу русской словесности XXI века. Автор усаживается у окна в стремительный литературный поезд не по ходу, а спиной к движению - так будет очевиднее, что новое не появляется и не исчезает сразу, а плавно вписывается в предыдущее, в убегающий пейзаж. Автор к тому же раздваивается - находясь и у окна, и за окном. Не просто отражаясь в стекле вагонного окна, а формируя этот уходящий в прошлое пейзаж своими руками редактора и критика. Фигуры в пейзаже - разумеется, писатели, от знаменитых до новеньких. В качестве натюрмортов громоздятся книги. Пейзаж изменчив, в его парковых аллеях встречаются Шишкин и Шаров, Пелевин и Маканин, масскульт и классика, премии и тренды, эпигоны и экспериментаторы… А в беседках (так устроена архитектоника книги) ведется живой разговор-интервью о литературе советской и новейшей, эмигрантской и отечественной.
Тексты Натальи Ивановой противостоят современному тренду на рекомендательную критику, когда рецензия превращается в профессионально комментированную аннотацию. Её статьи отличает академическая строгость выводов и летучая образность стиля. Некоторые идеи слегка отдают эпатажем, но здесь нет никакой игры на публику или стремления кого-то шокировать. Каждый вывод опутан тугими сетями аргументов.
Книги критиков часто представляют собой просто сборники статей за отчётный период. Близкие по дате написания, но разобщённые идейно и тематически материалы разрушают ощущение целостности, создают откровенную какофонию. Наталья Иванова стремится, чтобы многоголосие текстов звучало мощно и слаженно. Одни статьи написаны в начале века, другие – на излёте «десятых». Общность идей и постепенное развитие мысли помогают им гармонично сосуществовать под одной обложкой. Даже включённые в книгу интервью автор объединяет разбросанной между главами рубрикой «Беседка», превращая их в своеобразные передышки между литературными исканиями, в возможность лучше осмыслить ранее прочитанное.
В книге «Литературный парк с фигурами и беседками» Наталья Иванова предлагает два направления для прогулок по тёмным аллеям словесности – современность и классику. Ведущие в разные стороны указатели обманчивы. Две дорожки, описав полукруг, сходятся в одной точке. В расположении текстов обнаруживается хитрый умысел. Если в самом начале закручивается интрига вокруг проблемных вопросов современной литературы, то после напряжённой кульминации наступает развязка, подводящая к русской классике. Толстой с Достоевским, конечно, новых шедевров не создадут, зато помогут уяснить суть происходящего сегодня. Всё-таки в творчестве каждого современного писателя растворены идеи классиков. Пускай даже дозы микроскопические...
Современность видится Наталье Ивановой в кризисном состоянии – даже в предуведомлении автор предупреждает, что будет использовать много резких слов на букву «Д»: дефолт, деградация, деноминация, депрессия. Классика же, напротив, выглядит воплощением монументальной стабильности, но не отлитой в юбилейной бронзе, а по-прежнему живой и волнующей умы. Великое наследие не только обогащает, но и отягощает современную словесность, становится её конкурентом. Классика предстаёт золотой рыбкой, а современная литература – старухой с амбициями владычицы морской. Нынешние авторы вместо восторженного крика «Новый Гоголь народился!» вызывают у Натальи Ивановой лишь ехидное сравнение с персонажами классики, взявшимися за перо.
Современные писатели вовсе не принижаются на фоне великих предшественников. Наталья Иванова чутко откликается на прозу Михаила Шишкина, Владимира Шарова, Евгения Водолазкина. «У нас есть литература и есть писатели». Кризисное состояние обусловлено не только пишущей братией. Тут замешан и книжный бизнес с перепроизводством масскульта, и публика, потерявшаяся в нахлынувшем культурном изобилии. Решать выявленные проблемы Наталья Иванова не берётся – многосоставные причины требуют коллективного усилия. Лишь в отношении литературной критики описательный тон «как обстоит дело» сменяется побудительным «как должно быть». Перед своими коллегами Наталья Иванова ставит внушительную задачу: отряхнувшись от снобизма и рыночных соблазнов, превратиться в этаких «ломовых лошадей просвещения».
Статьи и эссе из новой книги Натальи Ивановой «Литературный парк с фигурами и беседкой» основаны на детальном филологическом анализе, это образец той критики, которая вопреки любым кризисам остаётся стойкой, образной, дающей пищу для ума. Читатель, рискнувший прогуляться по аллеям нашей словесности вместе с этим критиком, сможет не только лучше понять состояние современного литпроцесса, но и осмыслить самого себя как (пускай и не самого влиятельного) участника.
Иванова, Н. Литературный парк с фигурами и беседкой : ибирательный взгляд на русскую прозу XXI века / Наталья Иванова. – Москва : Рутения, 2019. – 480 с.
Книгу вы можете прочитать, воспользовавшись электронным ресурсом ЛитРес.
Райс Ж.В., главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
(по материалам периодических изданий и источников открытого доступа)
|