«Да мыслимо ли это – испытать такое страшное горе
за одно только желание добиться справедливости!»
"Жерминаль" Эмиль Золя задумал как художественное воплощение доктрины натурализма, и с тех пор Золя принято считать основателем этого метода в литературе. Экспрессии и натурализма в романе много, это правда, он эпический, стихийный.
В основу "Жерминаля" легли события 1884-го года в Анзене - каменноугольном районе на севере Франции, который Золя посетил, собирая материал для своего романа. Ярый приверженец натурализма в изображении действительности, Золя лично спускался в шахты, исследуя их устройство, и обстоятельно беседовал с рабочими об их жизни и условиях труда.
Этот анализ французской действительности, вплетённый в канву художественного повествования, на пятьсот с лишним страниц погружает читателя в жизнь шахтёрского посёлка с его полунищенским существованием. Семьи, где дети работают в забое наравне с родителями, где девушки и юноши рано открывают для себя взрослую жизнь, где мужья, после тяжёлого рабочего дня и выпитой кружки пива в баре, колотят своих жён. Эти люди хотят для себя справедливости, хотят, чтобы за их адский труд им платили по-человечески, чтобы не приходилось до получки отправлять к владельцу продуктовой лавки сговорчивую дочь, умоляя продлить и так непомерный кредит. Когда эти доведённые до отчаяния люди, подзуживаемые борцами за справедливость, наконец, решаются на открытый бунт и стачку, сразу становится понятно, что ничем хорошим это начинание не закончится.
Золя ничего не смягчает и никого не щадит, он откровенно и беспощадно описывает безумие толпы, дошедшей до предела. Он показывает, как нужда толкает людей на самые отчаянные поступки, заставляя презирать смерть и даже взывать к ней. Этот роман дышит на каждой странице, дышит отчаянно и с хрипением, но яростно, возмущённо и неумолимо. Ведь germinal – это росток, это первый весенний месяц французского республиканского календаря. Germinal – это пробуждение.
"Жерминаль" без преувеличения можно назвать самым известным романом писателя, "визитной карточкой" Эмиля Золя. Больше всего широкая аудитория читателей ценит роман за интереснейший сюжет, наполненный множеством событий. Золя - настоящий художник, способный не красками, а пером изобразить действительность так, чтобы читатель смог окунуться в атмосферу романа, в определенной мере почувствовать, как жили главные герои, поставить себя на их место.
"Жерминаль" - очень сильное произведение, насквозь пропитанное духом мужества и смирения. Роман затрагивает актуальные во все времена темы бедности и несправедливости. Он логичен от начала до конца, реалистичен и отражает все человеческие пороки. После его прочтения перестаешь расстраиваться из-за мелочей и начинаешь радоваться жизни. Такой, какая она есть.
Наталья Сорокаумова, библиотекарь абонемента Центральной городской библиотеки им. И. Черемных