29 марта 2024 г. |
|
Новости ЦБС07-09-2020
Михаил Елизаров «Земля» 16+
После семилетнего перерыва в литературной карьере букеровский лауреат Михаил Елизаров вернулся к читателям с книгой «Земля» объемом почти 800 страниц. По словам самого автора, это только половина громадного романа: в первом томе бывший стройбатовец Кротышев, он же Крот, проходит инициацию и постепенно превращается в магистра похоронных дел, изучает философию, психологию и экономику русской смерти. За эти годы «младосорокинца» Елизарова, как его называли в начале 2010-х, не забыли: критика отреагировала стремительно. Другое дело, что составить впечатление о «Земле» по первым рецензиям почти невозможно: такое ощущение, что обозреватели читали разные книги. Кто-то приветствует опрощение Елизарова, кто-то наоборот сетует на внезапно прорезавшееся у писателя досадное многословие; если одного рецензента радует выразительность характеров, то другой непременно в сердцах назовет персонажей романа «мелкими, убогими людьми». «Землю» сравнивают с книгами Мамлеева и Сорокина, с «Чапаевым и Пустотой» Виктора Пелевина, а заодно с «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино и «Бывшей Ленина» Шамиля Идиатуллина, что тоже не добавляет ясности. Загадкой остается даже то, кто именно пустил мульку про «первое в русской литературе масштабное осмысление русского танатоса», — сам автор, издатели или некий чересчур благожелательный критик — ясно только, что фраза оказалась на редкость удачной: мало кто из рецензентов удержался от ее цитирования. Роман – история воспитания и становления совершенно заурядного парня Владимира Кротышева, прошедшего ряд инициаций, которые перевели его в формат весьма незаурядного молодого человека. Важнейшие вехи этого самого воспитания – песочница в детском саду да стройбат, который сделал из него настоящего человека. Так получилось, что из любой тупиковой ситуации он не уходит в пространство жизненных дизлайков, а, наоборот, умудряется перейти на новый уровень, как в какой-нибудь компьютерной игре. Будто сберегается до поры для чего-то, хотя и вариантов растерять все жизни более чем достаточно. Но пока идут наручные часы… Он – землекоп, причём специализируется на могилах, становясь медиатором между мирами, и его путь всё больше утверждает героя в этом предназначении. «Кладбище – такая же Родина, как и Россия, и возможно, самая главная Родина, ведь близких, по большому счёту, хоронят не в землю, а дома», – и куда бы ни направлял свои пути-дорожки Кротышев, он всё равно возвращался к этой «Родине». Все перипетии его судьбы связаны со сменой и освоением новых кладбищенских профессий, а также погружением в похоронно-могильную территорию смыслов. Перед нами, по сути, завязка истории, которая может быть бесконечной и сериальной. Впереди – большой вопрос: развитие событий или крушение надежд на сюжетику, когда похоронно-загробная схоластика возьмёт верх. Восприятие романа возможно в двух измерениях: как законченного текста, а также становящегося, длящегося явления, процесса. Это самое любопытное. Очень интересный опыт бытования и развёртывания текста. «Землю» можно рассматривать в качестве полуфабриката как смыслов, так и самого замысла. По сути, и сама земля представляет собой потенцию, базис для новой жизни, которая делает рывок брассом, чтобы затем вновь погрузиться и раствориться. Автор не свёл к развязке ни одну сюжетную линию, чтобы была возможность претендовать на законченность. Не ответил ни на один вопрос, не объяснил необходимость и функционал героев, образов, спонтанные ли они, случайные или раскроются в дальнейшем. «Земля» – гадательная субстанция и пока загадка. Михаил Елизаров может разгадать её в продолжении, а может продолжить плыть по такой же волне. Впрочем, все сюжетные линии к своему логическому завершению с большой долей правдоподобия может довести и читатель. Зачем нужен автор в виде няньки?.. Во многом «Земля» Елизарова перекликается с романом Германа Садулаева «Иван Ауслендер», главный герой которого ложится на операцию, и не важно, проснётся он после неё или нет. Последователи придумали его судьбу, что он уехал на Гоа, живёт там отшельником и записывает своё на пальмовых листьях, которые после выкидывает. Ауслендер стал этаким голосом из прекрасного далёка, не исключено, что схожа и судьба Владимира Кротышева, по крайней мере, в раскладке кубика Рубика елизаровского романа такой вариант нельзя исключить. Это и прекрасно, что возникает масса вопросов, которые мрачат душу и леденят сердце. Роман не оставляет прохладным, с исчерпанием его страниц он не перестаёт дышать и раскрывать свои смыслы. То ли ещё будет…
Елизаров, М. Земля : роман / Михаил Елизаров. – Москва : АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. – 781 с. – (Читальня Михаила Елизарова). Книгу вы можете прочитать, воспользовавшись электронным ресурсом ЛитРес.
Жанна Райс, главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
|