28 марта 2024 г. |
|
Новости ЦБС29-06-2020
Спорная книга: Андрей Рубанов « Финист – ясный сокол» 16+Рубановский человек – средоточие мира, микрокосмос, заявляющий: «Мой хребет и есть мировая ось». Люди забыли, как летать, вот главная героиня пятнадцатилетняя Марья и вспоминает. Неслучайно молодая девушка, совершающая подвижнический путь в стиле «пойди туда, не зная куда», становится главной героиней романа, соединяющей все его три части. Прямой намёк на женскую душу Руси-России. Своей любовью и подвигом она собирает мир, приводит в движение народы, воспламеняет жизнью. Но при этом «нет никакой единой оси, вокруг которой согласно вращается разумное человечество. Есть сотни осей. И ещё сотня сил, нам не ведомых». Каждый человек осевой: и идущий за своей любовью, и помогающий ей, и убивающий змея. Каждый. Неслучайно «Финист» Андрея Рубанова завершается фразой: «Помните: никакой великий подвиг не вершится в одиночестве». Новый роман Андрея Рубанова об этой механике строения мира, в процессе которого человек сам становится творцом.
Книга - блестящий литературный жанровый эксперимент автора. Это не славянское фэнтези в чистом виде, скорее - пересказ, так называемый ретеллинг одноименной русской народной сказки. Почему эксперимент? Роман А. Рубанова состоит из трёх частей - сказов от лица трёх Иванов-сказителей. Каждый сказ имитирует разные жанры фантастической литературы: первый сказ - архаичная бывальщина, "преданье старины глубокой", второй сказ имитирует стиль изложения легенды, тоже древней, но уже немного обтесанной литературными инструментами, обитой старинной киянкой, окованной кузнечным молотом. Третий сказ - чистой воды фэнтези, современное авторское обыгрывание сказочного сюжета. Получилось роскошно. Эти знаки – внесловные, дописьменные, и Рубанов представляет читателю свою дешифровку этой тайнописи, перевод потаённого на уровень вербального. В процессе этой дешифровки создаётся совершенно особый и уникальный мир, ставший следствием диалога нашей реальности с подсвеченной параллельной и нутряной. Этот мир обладает чертами и очарованием сказки, но сам таковой не является. Скорее, быль, где вывернутое наизнанку мистическое переплетено с реальным и посюсторонним. Вполне возможно, что это и есть корневая система человечества, где «семя сбраживается» в веру, делая из прошлого и будущего единый орнамент. В древнерусской традиции человек никогда не был предоставлен сам себе. Всегда вокруг него пребывало ощущение целого – полка: он во власти Бога, его благословляют святые, придаёт крепость традиция, помогают сподвижники и братия. Поэтому не было никакого смысла в разговоре об индивидуальном существовании, ведь отпадение от этой общности воспринималось категорически невозможным. Это грех, погибель. Ад и есть состояние одиночества, индивидуализм – бунт против общности. По сути, Андрей Рубанов реализует такую же формулу общности и тяготения к корневому единству и связи всего сущего. «Финист» – книга о пути человеческом и путях народов, о том, что вечных правил и законов нет и быть не может: «Нет и не может быть ничего, что установлено раз и навсегда. Не бывает ни границ, которые незыблемы, ни законов, которые нельзя отменить. Мир людей подвижен, в этом залог его жизнестойкости». Есть только один закон – вечного движения. Об этой подвижности и все три части романа: каждая из которых отрицает предыдущую, но в то же время раскрывает и дополняет. Своеобразная онтологическая «матрёшка» – Марья, производящая «грандиозный переполох» в статичных и казалось бы незыблемых мирах. Это вам не инфернальная «Кысь», не русские потёмки, но свет. Этим светом тоже нужно умеючи распорядиться, ведь разговор, поднятый Андреем Рубановым, крайне важен и злободневен для отечественной цивилизации, которая сейчас, казалось бы, застыла, растерялась, сбавила в движении.
Рубанов, А. Финист – ясный сокол / Андрей Рубанов. – Москва : АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. – 567 с.
Книгу вы можете прочитать, воспользовавшись электронным ресурсом ЛитРес.
Жанна Райс, главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных (по материалам периодических изданий и источников открытого доступа) |