19 апреля 2024 г. |
|
Новости ЦБС25-05-2020
Очаровательная лирика пейзажа 6+
«Сколько же таланта и духовных сил Э. Терешкин В один из весенних погожих дней в класс Василия Перова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества стремительно влетел косматый и грузный человек, в мешковатой одежде и с растрепанной черной бородой. Человек излучал восторг. В руках у него – веточка вербы, которую он растирает пальцами и жадно втягивает ноздрями аромат.
– Что, зацвела уже? – спрашивает Перов, и в его интонации ощущается снисходительность.
– Она же ничем не пахнет, – пожимает плечами Перов.
Этим человеком был Алексей Кондратьевич Саврасов, известный русский живописец-пейзажист – художник большого таланта и трагической судьбы.
Алексей Кондратьевич Саврасов родился в Москве в небогатой купеческой семье и к двенадцати годам неплохо владел кистью, перерисовывая картины Айвазовского и пробуя писать свои. Отец не совсем понимал и принимал увлечения сына, а Алёша, стараясь задобрить отца, продавал свои пейзажи и отдавал ему все вырученные деньги. В 1844 году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в класс пейзажной живописи Карла Ивановича Рабуса. Из-за болезни матери он вынужден был покинуть училище и вернуться к обучению только в 1848 году. Тогда он в полной мере отдался учёбе и работе и в конце года был отмечен как ученик, «представивший лучшие эскизы».
Один из меценатов училища, увидев работы Саврасова, предложил ему летом поехать на Украину и в Крым, обещая оплатить поездку. «Там воздух другой, он вас многому научит, как понимать и чувствовать матушку-природу», – посоветовал он смущенному от похвал Алексею.
Несмотря на то, что эта поездка была для Саврасова первой в его жизни, она не вызвала у него особых восторгов.
«Вот только после кипарисов, – сказал он одному из друзей, – я понял, как надо по-настоящему писать наши милые берёзки!»
Расцвет творчества Саврасова пришелся на 1870-е годы. Именно тогда он пишет свои знаменитые «Грачи прилетели». Он – признанный художник, преподаватель в Московском училище живописи. Его пейзажная мастерская – «свободнейшее учреждение всей школы» и учитель не связывал воспитанников ни жесткими требованиями, ни строгой дисциплиной, ученики горячо любили уроки этого огромного человека с мягким печальным взглядом карих глаз, похожего то ли на крестьянина, то ли на доброго доктора, то ли "на бога" (таким его запомнил Константин Коровин).
«Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре. С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни. Расцветал дуб, и Саврасов, взволнованный, вбегал в мастерскую, возвещая об этом как о событии, и уводил с собой молодежь опять туда, в зеленые рощи и поля» – так описал преподавательскую работу Саврасова Игорь Грабарь.
«Изучайте и чувствуйте, – внушал Алексей Кондратьевич молодым художникам, – надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу! Потому что мало знать природу, надо природу чувствовать. Разве вы не замечаете, как печально склоняет ива к воде свои гибкие ветви? А как весело играют весной на берёзе серёжки! Они так и светятся в лучах солнышка, которое ещё только начинает пригревать. А вы хоть и смотрели на природу, да главного-то и не увидели. Не тронула вас она. Но если природу писать с волнением, с чувством, то картина ваша взволнует и зрителя. А так её – у купца в передней и то повесить нельзя, не то, что в картинной галерее». В вопросах искусства живописи он был очень требователен.
К сожалению, кризис творческих людей не обошёл и Саврасова – в какой-то момент произошёл надлом. Художник стал реже выставляться, а в его работах становилось все меньше вдохновения. И даже ученики стали понимать, когда у учителя начнётся «хандра». Алексей Кондратьевич вдруг становился раздражительным, нервным, придирался к каждому мазку, куда-то пропадала и его обычная весёлость, и его возвышенный энтузиазм. На следующий день мастерская Саврасова работала самостоятельно: учитель не являлся день, два, неделю. В училище о запойной болезни художника знали, относились поначалу снисходительно. Но бесконечно это продолжаться не могло и в 1882 году Саврасова увольняют из училища и лишают казенной квартиры. Потом ушла жена, и у художника оставалось всё меньше причин бороться за себя. В какие-то моменты он брал себя в руки, у него даже появилась гражданская жена, родилось двое детей, он возвращался к работе, но победить пагубную привычку он уже не смог.
В сентябре 1897 года Саврасов умер в больнице для бедных. Его прославленный ученик Левитан поместит в московской газете некролог: «Саврсов был одним из самых глубоких русских живописцев», умевшим «отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу… Посмотрите на лучшие из его картин… какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле".
Как никто другой Саврасов чувствовал душевную красоту скромной родной природы, он первый сумел показать всю прелесть простого русского пейзажа. Этим он и обогатил русскую пейзажную живопись, открыв перед ней новые горизонты. Предлагаем вам познакомиться с презентацией "10 лучших картин Алексея Кондратьевича Саврасова" Ольга Долинина, библиотекарь 1 категории отдела литературы по искусству
Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
|