Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.
Пабло Пикассо
«В избе дьячка деревни Кольцовки, Самарской губернии, два мальчика, скрипя перьями, занимались письмом. Семилетний Василий старательно выводил прописи. Товарищ же его по учению, нерадивый Ванюшка, лениво чертил каракули, все время болтая ногами под столом.
Дьячок с укоризной наблюдал за ним.
– Куда тебе писать! – прикрикнул он наконец в сердцах. – Тебе только ногами болтать. И будешь ты у меня Иван Болотов. А вот он, – дьячок указал на прилежно занимающегося Василия – будет у меня Василий Перов».
Это прозвище осталось на всю жизнь за одним из учеников дьячка, ставшим впоследствии знаменитым русским художником», – так начинается рассказ о Василии Перове в книге Владислава Артемова «Русские художники».
2 января 2019 года великому русскому художнику исполнилось бы 185 лет со дня рождения. Василий Григорьевич Перов был автором нового критического направления в художественном искусстве, обладал смелым даром обличения, мужественно показывая в своих произведениях жестокую правду жизни того времени. Художник был лидером русской живописи 1860-х годов, одним из крупнейших передвижников. Он был писателем, педагогом, человеком глубокого ума, большого горячего сердца и обостренной чуткой совести.
Сам многое преодолевший в своей жизни, пройдя через различные испытания, Перов сумел создать картины и рисунки, небывалые по накалу социально-политического реализма. Василия Перова называли «подлинным певцом скорби».
В его знаменитых полотнах – «Сельский крестный ход на Пасху», «Утопленница», «Тройка», «Проводы покойника» – скорбь об унижении и поругании светлой и доброй человеческой сути. А портреты А. Островского, Ф. Достоевского и других известных писателей, по мнению специалистов-искусствоведов, относятся к высшим достижениям русской живописи в этом жанре.
«Все силы души своей отдал он искусству, оставив недолгому земному бытию только честь, волю, веру в будущее» – пишет о нём искусствовед Александра Пистунова в книге об известных русских художниках «С веком наравне».
В одно время с Василием Григорьевичем Перовым, но в далёкой Франции жил и творил художник Поль Сезанн. 19 января 2019 года ему исполнилось бы 180 лет со дня рождения. В описании жизни Поля Сезанна отмечается, что его другом был знаменитый французский писатель Эмиль Золя. Они вместе учились в колледже Бурбон в городе Экс. Сезанн очень ценил эти отношения, так как трудно сходился с людьми и, кроме Золя, друзей у него не было. Удивительно то, что Эмиль Золя очень любил в школе рисование и так преуспевал в этой дисциплине, что ему предрекали карьеру художника. А вот Сезанну, напротив, больше всего удавалось литературное творчество, и окружающие думали, что он будет писателем. Но все получилось наоборот.
Дружба продолжалась в течение тридцати лет до тех пор, пока Золя не опубликовал в 1886 году роман «Творчество», герой которого художник-неудачник, закончил жизнь самоубийством. Судьба самого Поля Сезанна сложилась не так трагично, но Сезанн действительно был одинок не только в своей семье, но и среди, казалось бы, близких ему по духу и устремлениям, людей. Гонимый и презираемый своими современниками, только в конце жизни Сезанн обрел известность в кругах ценителей живописи, но пережитое непонимание и унижение оставили глубокий след в душе и сердце художника.
Долгое время он терпел неудачи, был неуверен в себе, но желание обучаться живописи никогда не оставляло Поля Сезанна и со временем, сблизившись с Камилем Писсарро, Эдуаром Мане, Клодом Моне, Сезанн в 1874 и 1877 годах участвует в выставках импрессионистов и в этот период начинает складывается его собственная живописная система. В своём творчестве художник попытался примирить классику и современность. Но задача, которую ставил перед собой Сезанн, была практически невыполнимой, как невозможно одновременно утверждать в творчестве и свободу, и каноны. Но те конкретные художественные результаты, которых достигал Сезанн, были настолько впечатляющими, что вызывали уважение у представителей самых разных направлений в живописи. Он стал ярким представителем постимпрессионистского периода. Сезанн нашел свой собственный метод изображения, свою манеру письма.
Его пейзажи, такие, как «Берега Марны», «Гора Сент-Виктуар», полны величественной эпичности, а натюрморты – «Горшок с геранью и фрукты», «Натюрморт с драпировкой» выявляют материальную вещественность и строгую пластичность мира.
«Его творчество не ассоциируется ни с одним из течений ХIХ века. Его настоящее место – в истории искусства ХХ века» – сказал о Сезанне французский искусствовед М. Жаллард.
Сегодня картины Поля Сезанна и Василия Перова можно встретить во многих всемирно известных музеях и галереях. Они оказали огромное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства.
Приглашаем познакомиться с творчеством и жизнью Василия Перова и Поля Сезанна – двух великих художников, которые жили в одну эпоху, но создали свои, авторские направления живописи. Увидеть репродукции их картин можно на книжной выставке «Глазами художника» в отделе литературы по искусству Центральной городской библиотеки им. И. Черемных.
На выставке представлены статьи журналов, книги, альбомы и ссылки в виде QR-кода на лучшие сайты о великих живописцах мира.