Знаете ли вы, что существует наука – «жить дружно»? Эта наука называется «толерантность». Большинство студентов Братского педагогического колледжа, пришедших в Центральную городскую библиотеку им. И. Черемных 16 ноября, впервые познакомились с этим понятием.
«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» - говорится в статье номер 1 Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО. Именно с этого документа, принятого 16 ноября 1995 года, начинается история Международного дня толерантности, который стал символом терпимости во всем мире.
Тренинг-консультация, посвященная этой дате, началась с приветствия. В качестве наглядного примера того, сколько разнообразных культуры существуют в мире, студентам было предложено поприветствовать друг друга различными способами: сложив руки на уровне груди (по-японски), потереться носами (как это делают в Новой Зеландии), пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (как здороваются в Великобритании), крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (по-русски), показать язык (такое приветствие в Тибете), очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (как в Германии).
Какие-то приветствия показались участникам тренинга смешными, какие-то – странными. Но все пришли к выводу, что разнообразие приветствий наглядно демонстрирует сколько разных культур, народов, этносов проживают на одной планете.
Для выполнения следующего задания участники получили грецкие орехи. На первый взгляд все орехи одинаковые. Но в ходе мероприятия выяснилось, что если приглядеться, то, у каждого ореха без исключения, на скорлупе можно увидеть свои особенности. Но скорлупа – это только внешнее проявление. О ценности ореха можно судить только по внутреннему содержанию. Также и с человеком. Люди имеют «скорлупу», чтобы чувствовать себя в безопасности и не всегда могут или хотят «раскрыться». Поэтому по внешним признакам нельзя судить о человеке, не общаясь с ним и не узнав его лично. Тем более если человек внешне кажется вам необычным или странным. Необходимо проявить терпение, заинтересованность, внимание к «иному», чтобы узнать его.
Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, вкусы, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться принять это разнообразие. Согласиться с тем, что чужой для вас образ жизни или другое мнение не обязательно неверное или плохое.
Это помогло понять следующее упражнение: участникам тренинга предлагали примеры убеждений и если они были согласны с ними, то подходили к стеллажу, обозначенному «плюсом», а если не соглашались, то к стеллажу, где находился «минус».
Примеры убеждений были простыми и определиться можно было быстро. Например: «самый важный предмет – математика», «играть "в компьютер" лучше, чем смотреть телевизор», «не иметь высшего образования – стыдно», «изучать иностранный язык легче, чем физику» и т.д.. Обсуждение по итогам выполнения этого упражнения переросло в дискуссию о том рождается ли в споре истина.
Говоря о толерантности, нельзя не вспомнить о том, что, к сожалению, в мире существует и такое понятие как «инторлерантность». С проявлениями интолерантности мы сталкиваемся практически ежедневно. К ним относятся оскорбления и выражение пренебрежения; дискриминация по признаку пола; расизм; этнофобия и национализм; фашизм и империализм; осквернение религиозных или культурных символов; религиозное преследование и апартеид; изгнание и репрессии.
Участникам тренинга было предложено привести примеры интолерантности из истории, жизни современного общества или личного опыта. Студенты достойно справились с этим заданием, приведя в качестве примеров движения скинхедов и Ку-клус-клан, рабство и истребление индейцев, гитлеровский фашизм и страх перед мигрантами, репрессии советского периода и депортацию народов, перечислили имеющиеся в обществе стереотипы, касающихся возрастных, половых и национальных различий.
Тренинг продолжила игра «Домино», которая должна была показать, что при всех различиях нас многое объединяет. Каждый участник называл одно из внешних или внутренних качеств, интересов или убеждений и его единомышленник брал за руку. В результате все участники, взявшись за руки, образовали большой круг. Затем каждому из них было предложено закончить предложение «Толерантность – это…». Молодые люди дали свои определения толерантности: понимание, терпение, любовь, взаимоуважение.
Мероприятие закончилось словами стихотворения:
Как много в жизни столкновений
Среди людей, культур, религий.
А к множественности мировоззрений
Так многие из нас и не привыкли.
Главенствует в беседе превосходство.
Скользит в словах пренебреженья тон.
Пора понять – чем меньше сходства,
Тем больше для сотрудничества зон.
Терпимость – это признак зрелой мысли,
Сумевшей побороть натуры слабость.
Для отличившихся имеет смысл
Ввести почета знак «За толерантность!»
Тот круг, который объединил молодежь на тренинге, позволил представить, что только дружеские отношения и желание понять друг друга сделают наш мир более толерантным, а это значит более многогранным и ярким.