29 марта 2024 г. |
|
Новости краеведения31.10.2018
Братчане – потомки пассионариев? 16+«… Не стало Ангары, молодой, быстрой и завораживающей, в которую я беспрестанно заглядывался в детстве. Теперь она, обузданная плотинами, изъезженная, распухшая, гнилая, лежит в беспамятстве, теряя свое имя. Надо ли гордиться, что я, кажется, последним пропел ей сыновью песню со словами, которые она в меня наплескала?!» В.Распутин «Откуда есть пошли мои книги»
Большинство братчан знают Братск молодым городом, раскинувшимся на берегу водохранилища. Но есть и такие, для кого, затопленные при строительстве Братской ГЭС места, были родными, кто помнит, какой Ангара была более 60-ти лет назад, чья память снова и снова возвращается к родным берегам, где находилась деревня детства. Это потомки ангарских старожилов, среди которых много неравнодушных, активных и деятельных, тех, кто старается сберечь эту память и передать будущим поколениям.
В отделе литературы по краеведению Центральной городской библиотеки имени И.Черемных члены Братской общественной организации краеведов «Старый Братск» ведут активную работу по сохранению памяти об утраченных селах и деревнях. Различные направления этой деятельности были отражены на конференции «История братских поселений: исследования и публикации», которая прошла 24 октября 2018 года.
Открыл конференцию Евгений Владимирович Гудков – начальник департамента культуры администрации нашего города, подчеркнув тем самым, что тема истории города и района, исследовательские работы по сохранению памяти – это общегородская задача, требующая внимательного и бережного отношения.
Изучение истории прошлых веков основывается на исследовании жизни и быта местных жителей, многие из которых являются потомками фамилий родов первых поселенцев Приангарья. Составлением генеалогического древа давно занимаются братчане, предки которых жили в затопленных ныне деревнях, и его создание основано на изучении архивных материалов. Именно там, в архивах, сохранились ревизские сказки Братского острога 1721 года, о которых в своём выступлении рассказала председатель БООК «Старый Братск», историк Лилия Викторовна Андреева. Она озвучила фамилии не только жителей Братского острога, но и монастыря Спасская пустынь и деревень Окинско-Ийской части района: Кобинской, Тангуйской, Тэми, Большой Кады, Малой Кады, Большой Окинской деревни (Большеокинска). Жили в этих поселениях казаки Храмцовы, Поповы, Колгины, Ермаковы, Кисельниковы и Березовские; посадские Дьячковы, Пономаревы Кокорины, Тупицын и Москвин; оброчники Солодовников, Заваруев и Фрыга; пашенные крестьяне: Дорофеев, Кузнецов, Корнаухов, Беломестных, Зырянов, Пневы, Лухневы, Осиповы, Распопины, Шадрины, Терпугов и Трапезников. Результатом этой кропотливой работы краеведов стала возможность проследить историю многих семей современных северных районов Иркутской области за 250-300 лет.
Заместитель директора Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары, кандидат исторических наук Максим Александрович Глушенко рассказал о результатах археологической разведки на месте бывшей деревни Бурнино. Это практически единственное бывшее поселение, территория которого не попала в зону затопления. Многое из прошлого смогли найти для дальнейшего изучения историки. Огорчает их только то, что «черные копатели» проводят незаконные раскопки в этих местах, опустошая и не задумываясь об исторической ценности находок.
Мария Ивановна Чупина в своём выступлении познакомила присутствующих с деятельностью сообщества краеведов «Ангарский старожил», руководителем которого она является. Мария Ивановна рассказала о встречах в библиотеке семейного чтения № 6, об участии общества в создании книги «Помнить дольше, чем живу», поездках на катере по Братскому водохранилищу, установке поминального креста на острове Московском, о концертах и презентациях в ДК «Транспортный строитель». Участники конференции смогли познакомиться с интересными фотографиями колхозной жизни ангарских старожилов.
Краевед БООК «Старый Братск», Вторушина Нина Павловна напомнила историю раскулачивания. На основании документов из разных источников и рассказов старожилов она предположила, что в Братском районе местом ссыльных «кулаков» была деревня Карабаб и рассказала, где оно могло находиться и почему имеет такое непривычное название. Многие из присутствующих студентов впервые узнали, что и в нашем районе в 1930 году проводилась ликвидация кулацких хозяйств. Одной из мер, принятых в отношении хозяйственных крестьян было расселение на новых, отводимых им за пределами колхозных хозяйств, участках, одним из которых и был Карабаб.
Исторические сведения, опубликованные в тех или иных источниках (книгах, сборниках, периодических изданиях) становятся элементами электронных баз данных и являются одним из информационных ресурсов, предлагаемых библиотекой для историков и краеведов. Главный библиограф МБО МБУК «ЦБС г. Братска» Ольга Павловна Гапоненко познакомила участников конференции с базой данных «Братский район». Пользователям этой базы данных доступны список литературы, архивные справки, воспоминания старожилов, карты, статьи и ссылки на интернет-ресурсы.
Одна из самых известных затопленных деревень Ангары при строительстве Братской ГЭС – Матера. «Прощание с Матерой» -- художественное произведение Валентина Распутина. А с рассказом о подлинной судьбе этой деревни и её жителей на конференции выступили краеведы группы «Ангарский старожил»: Валентина Александровна и Людмила Иннокентьевна Московских. Валентина Александровна стала автором Книги Памяти под названием «Деревня Матерá». Она рассказала о своей деревне и её жителях, а Людмила Иннокентьевна вспомнила об истории затопления и жизни людей, пострадавших от возведения Братской и Усть-Илимской ГЭС.
Авторами книг стали и краеведы Дворяткина Зоя Васильевна («Жизнь людей с острова Антонова»), Жмурова Нина Федоровна («Помнить дольше, чем живу» о селе Московское), поэтесса и краевед Мирских Зинаида Леонидовна (сборник стихов «Тепло истории моей» о селе Филиппово). Они рассказали о процессе сбора материала и документальных свидетельств, а также о том, что их вдохновило на создание книг.
Краеведческая деятельность не только очень кропотливая и трудоемкая, но и требует финансовых затрат. Члены краеведческих организаций занимаются этим на общественных началах, не получая никаких вознаграждений, но труд, в который они вкладывают свои время и энергию, будет, несомненно оценен не только современниками, но и потомками. Именно такой вывод сделали слушатели конференции и были благодарны организаторам за интересную подачу материала и разнообразие исторических подходов к теме затопленных деревень.
Хочется заметить, что в большинстве своем в сибирский край по своей воле или «воле» властей шли люди смелые, предприимчивые, активные и рисковые, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, преодолевающие страх смерти. Таких людей историк Л.Н. Гумилев назвал пассионариями. (Пассионарии – это наиболее страстные, активные, честолюбивые, смелые представители этноса, с внутренним стремлением к деятельности. Это люди с избытком внутренней энергии, способные к самопожертвованию, стремящиеся к изменению окружающего мира). Братчан, потомков первопроходцев-старожилов и комсомольцев-первостроителей, можно назвать и потомками сибирских пассионариев. Подтверждение этому – активность и альтруизм братских краеведов. Подробный фотоотчет о конференции смотрите здесь. Татьяна Козлова |